Стиль в архитектуре по старину. Архитектурные стили интерьера

Говоря о стилях в архитектуре и интерьере, хотелось бы сказать, что в настоящий момент мы практически не используем чистые стили, так как времена и вкусы меняются очень быстро и всё больше уделяется внимания индивидуальности той или иной постройки или отражению личности хозяина в интерьере. И если раньше внешний облик, стиль в котором его строили, соответствовали эпохе и моде, то на сегодняшний день интерьер живёт отдельной жизнью и не всегда угадывается по фасаду здания. Однако, стоит заметить, что очень важно соблюдать гармонию и преемственность, как поколений, так и стилей, что бы применение этих стилей было уместно. Именно эту работу и должен выполнить дизайнер профессионал, ощущая потенциал помещения и раскрывающий его по максимуму.

Античность

Под античностью как историческим стилем подразумевается архитектура и искусство Древней Греции и Рима. Поскольку в этих культурах важнейшее значение отводилось богам, управляющим жизнью, наиболее значимыми и великими постройками стали храмы. В эпоху Древней Греции заложились важные архитектурные приёмы, структуры несущих колон с антаблементом, архитектурные обломы, ордеры колонн. Дорический и ионический ордеры олицетворяли мужское и женское начала.

Позднее появившиеся коринфские колонны с применением растительных мотивов. Устройство стадионов и театров, триумфальные арки, цилиндрические своды, кариатиды, поддерживающие карнизы мы унаследовали от этих великих культур. Скульптура с идеальными пропорциями, реалистичная и совершенная в одно и то же время. Последующие эпохи и присущие им стили Ренессанс и Классицизм применяют и развивают элементы, заложенными этими великими культурами. Устройство вил с внутренним двориком, фрески, кувшины для вина и масла, покрытые росписью.

Готика

Готикой называют искусство Средневековья между второй половиной XII и начала XVI веков. Готическое искусство развивалось не однородно в разных странах, где-то уже расцветало Возрождение, а в других странах всё ещё строили в готическом стиле. Главный элемент в готической архитектуре это структурный скелет здания, позволяющий строить и возводить перекрытия в высоких и широких зданиях без необходимости усиливать несущие стены. Внутренне пространство становится как стеклянный фонарь с прекрасными яркими витражами, стрельчатые арки, башни, купольные перекрытия, галереи, гобелены, резная мебель, отражающая в миниатюре архитектурные элементы.

Маньеризм

Переход культуры от Возрождения к Барокко. XVI век. Этот стиль представляет собой переход от монументальных тяжёлых классических форм Ренессанса к стилю более лёгкому, изящному, богатому и пышному. Стиль, собравший лучшие достижения прошедших лет и представивший их в новой «манерной» манере.
Любопытные образцы архитектуры маньеризма можно встретить в Нидерландах, Германии, где не было такого сильного влияния классики.

Барокко

Искусство барокко стояло на службе как религиозной власти, так и мирской. Вычурное и умное, оно должно было производить впечатление и убеждать. Вычурный роскошный стиль, название которого происходит от названия морской раковины неправильной формы.
Стиль отразился на архитектуре, скульптуре, литературе, музыке и танцах, словом на образе жизни, охвативший период времени с 1600 по 1750 годы. Довольно перегруженный стиль. Используется обилие декоративных элементов, украшений, много искусственного, вычурного, не натурального. Проявляется интерес к науке. В эту эпоху планируется Версальский Парк с математически расчерченными аллеями и геометрически ровно постриженными деревьями.

В интерьерах изобилует скульптура, характерные элементы, развёрнутые колонны и валюты, рустованные колонны и пилястры. Применяется много яркой росписи, расписывался потолок и стены. Часто использовался контраст, например напольное мраморное покрытие повторяло рисунок шахматной доски. Используется много позолоты. Изысканная утончённая мебель, обитая дорогой тканью. Широкие кровати с балдахином. Зеркала обрамляются в позолоченные рамы с лепниной, воспроизводящей растительный орнамент. Этот стиль требует пространство, что бы декоративные элементы не задохнулись от собственной насыщенности

Рококо

Этот стиль развитие стиля барокко. Середина XVIII века. Это стиль вечной юности, весны, беззаботность, неги и эротических фантазий. Идёт ещё большая рафинированность по сравнению с барокко, иллинии, геометричность. нтерьеры очень легки, везде присутствует растительный орнамент. Появляется множество аксессуаров, столовые приборы становятся разнообразны, появляется множество затейливых вещиц для каждой функции.

Культ изысканного наслаждения. Мебель демонстрирует изящные резные ножки, изогнутые линии. Изобилуют небольшие консольные столики, комоды, бюро, секретеры, шифоньерки. Типичные кресла – «Маркиза» и «Бержер».Цвета, нежно голубой, розовый, бледно жёлтый, серо голубой, белый, позолота.

Классицизм

Это стиль, который возвращает нас к эстетическим идеалам Древней Греции и Рима. XVII-XIX века. Главный принцип — рационализм и следование строгим канонам. Регулярная планировка, чёткость форм, геометрия, симметрия объектов. Тем не менее в интерьерах это отнюдь не ограниченный стиль, а напротив не уступающий по своему богатству ни барокко, ни рококо.

Используется высококачественные материалы для облицовки пола и стен, мрамор, натуральное дорогих сортов дерево, шёлк. Немало атрибутов воинской славы в лепнине, повторение греческих и древнеримских орнаментов, колонны, полуколонны, мебель, повторяющая предметы с древнегреческих фресок и амфорных росписей. В усадебном строительстве используются беседки с колоннадами, обнажённые скульптуры, стелы, демонстрирующие спокойную холодную рассудительность, обращённую к вечности, величие.

Модерн

Стиль, родившийся в Европе в конце XIX века. Он так же носит различные имена, согласно странам, где он превалировал: Art Nouveau (в Бельгии и Франции), Modern Style (Англия), Sezession (Австрия), Jugendstil (Германия и Северная Европа), Liberty (Соединённые Штаты), Floreale (Италия), Modernismo (Испания и Латинская Америка).
Основными чертами этого стиля становятся растительные, округлые формы, закручивающиеся посредине. Асимметричные кривые линии как архитектуре, так и в декорации.

В этом стиле присутствует преемственность от японских гравюр, которым тоже присуще увлечение закруглёнными формами. Это буржуазный стиль, очень дорогой, подразумевающий исполнение многих вещей под заказ, где требуется вписать форму в условия интерьера. Излюбленные цвета пастельные, различные оттенки зелёного, коричневая гама, все натуральные цвета, которые можно встретить в окружающей природе. Мебель с индивидуальным исполнением, кручёные, причудливо изгибающиеся лестницы, сложные лампы, витражи со стилизованным узором, частое присутствие женских образов в графике и картинах. Немало прекрасных зданий, примеров своей эпохи и данного стиля: Отель Solvay в Брюселе, Отель Tassel, Школа Искусств в Глазго, здание Большого Рынка во Франкфурте, дом Batllo в Барселоне, Отель Метрополь в Москве и многие другие.

Арт-деко

Движение, эпоха которого продлилась главным образом с 1920 по 1939 год. Этот стиль, как прочие исторические стили занял место в архитектуре, дизайне интерьера, графическом дизайне, промышленном, в моде, живописи, скульптуре, гравюре и кино. Стиль арт-деко сочетает в себе различные стили той эпохи и испытывает влияние других, существующих в ту эпоху стилей, как Конструктивизм, Кубизм, Футуризм. С другой стороны происходит открытие сокровищ Египта, что так же отразилось на арт-деко, на цветовой гамме, линиях, орнаменте и графических приёмах. Открытия и разработки того времени так же отразились на линиях, влияние авиации, электрического освещения, радио, небоскрёбы, подводные лодки.

В архитектуре это влияние приобретает формы стеклянных структур, углов, расположенных в симметричной форме. Мебель декорируется зигзагами, треугольниками, круглыми формами, изображением солнца. Любимые материалы стиля арт-деко, алюминий, нержавеющая сталь, лак, акулья кожа, шкура зебры. Цветовая гамма изобилует гаммой коричневых оттенков, цвета слоновой кости, оттенки золота и бронзы. В отличии от модерна этот стиль тяготеет к урбанизму, техническому прогрессу. Элегантный и функциональный этот стиль отвечал веяниям времени.

Минимализм

Этот стиль появился после Второй Мировой Войны, и в качестве решения интерьера предлагает упрощение. Стиль минимализм означает красота и гармония с минимальной экспрессией.
Пространства преимущественно просторные, наполненные светом (очень важен дневной свет), как правила имеют базовые нейтральные светлые цвета. Минимум отделочного материала и приёмов, скорее подчёркивается сама идеальная поверхность материала, как признак качества. Мебель так же сугубо в минимальных количествах, она либо участвует в формирование пространства, разделяя его на зоны, либо прилегает к стенам, оставляя максимум воздуха. Диваны широкие и низкие, низкие тумбы, стены, не требующие что-либо вешать. Отсутствует текстиль, и если он есть, то потому что этого требует функция предмета(диваны и кресла). Главная линия стиля – чем меньше, тем лучше. В качестве немного разнообразия интерьера применяются растения, они приветствуются и картины большого формата, которые предпочтительнее ставить на пол, а не вешать, и прислонять к стене. Этот стиль подходит людям, склонным к идеальному порядку.

Конструктивизм

Стиль, рождённый в России в 1914 году и занявший передовые позиции после Великой Октябрьский Революции.
Стиль, отображающий пролетарскую культуру, идеалы нового времени, функциональность. Новые идеалы, противопоставленные уходящей эпохе декаданса. Не существует лирики, ни романтики, это предметы, вдохновлённые техническим процессом, окрылённые новыми возможностями, которые тогда ещё предстояло открыть.

Производственное искусство. Архитектура, промышленный дизайн, дизайн интерьера, агитплакат используют главным образом простые геометрические фигуры, сочетающиеся между собой в зависимости от функции замысла. Цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый, синий и жёлтый. В интерьерах применяется нечёткое зонирование, прямые линии, геометрия, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. На сегодняшний день конструктивизм активно используют скандинавские дизайнеры и архитекторы.

Хай-тек

В начале 70-х годов 20 века в архитектуре произошла революция, что обозначило завершение влияния современной классики. Благодаря ускорению технического прогресса, архитекторы начинают экспериментировать с новыми материалами и новыми конструктивными формами. Теперь внутренняя конструкция выходит наружу. Первое здание, воплощающее идеалы нового стиля это центр Пампиду в Париже. Технические коммуникации открыты наружу и становятся частью эстетики и декоративного решения здания.

Трубы отопления, вентиляции, лестницы, лифты всё это не скрывается, а наоборот демонстрируется. В интерьере происходит то же самое. Новые материалы, металл, стекло, железобетон, яркий цвет, обилие металлических трубок, где зритель теряется, что же это на самом деле незакрытые коммуникации, элемент структуры, либо декоративный. С освоением новых пространств ранее предназначенных под фабричные производства, и превращение их в клубы, студии, магазины, начинает диктовать новую эстетику в интерьере. Помещение кажется рабочим, где все эти коммуникации и трубы это неотъемлемая часть того, чем живёт помещение, особо подчёркнуты крепежи, подставки, ножки, ручки у мебели, выполнены в хроме с акцентированными узлами, нам объясняют техническое устройство предметов. Часто, заигрываясь с этим стилем, дизайнеры применяют его в местах, где, казалось бы не должны применяться такое количество трубок, винтов, и прочих технических элементов. Здесь важно понять уместность этого стиля.

Эклектика

Это пожалуй, наиболее часто применяемый стиль на сегодняшний день. Эклектика принимает все существующие стили, но смешивает из них что-то своё. Интерьеры с применением стиля эклектики индивидуальны, непосредственны и зависят от вкуса дизайнера или декоратора. Это может быть смешение нескольких, как правило не больше 3-х, стилей, где с современными стульями Vitra могут стоять антикварные вещи, отражающие свою эпоху. Не стоит путать этот стиль с Китчем, так как здесь главным является гармония сочетания и индивидуальное решение и передача настроения и характера автора. Это не новый стиль, в определённой форме эклектика нужна была всегда и на бытовом уровне она сочетала преемственность поколений и уживаемость старого с новым.

Китч

Китч это более чем декоративный стиль. Это плод эпохи потребления, нефункциональный и испытывающий радость от демонстрации самих предметов. Китч демократичный стиль, позволяющий расставлять предметы использовать элементы, которые нравятся, не заботясь о внутренней гармонии. В качестве типичного атрибута можно представить коллекции многочисленных фигурок, воспоминаний чего-то, кукол и прочих ненужных и не декоративных вещей, которые заботливо выставляются на видном месте и в результате играют роль в убранстве помещения. Экстравагантность, многоцветность, не следование моде, а существование по своим внутренним механизмам. Часто используется преувеличение предметов и исполнение их в нарочито большом формате. Сочетание не сочетаемого, любовь к ретро аксессуарам.

Кантри

Стиль, название которого возвращает нас в североамериканскую провинцию, в приусадебные дома, деревни, декор которых подразумевает определённые решения и предпочтения. Кантри, деревенский стиль, это уход от индустриализма в вечные ценности деревенского быта. Этот стиль имеет разные интерпретации в зависимости от того, колорит какой станы он воспроизводит. Это и французский Прованс, и немецкий shaby стиль. Главные отличительные черты этого стиля, это подчёркнуто простая обстановка, только натуральные материалы, национальный колорит, много текстиля, чехлы на диванах и порой на стульях. Это может быть смешение старинных вещей, как будто унаследованных от предыдущих поколений, с новыми, но в том же стиле. Облицовочная керамика, как правило, имеет цветочные мотивы, либо это могут быть изразцы. Так же часто предметы как будто потёрты, обнажая, таким образом, наивысшее качество материала, не подвластное времени.

Японский стиль

Япония, образовавшаяся как государство в VII веке д.н.э. унаследовала письменность иероглифами, буддизм и многие культурные влияния от древнего Китая. Благодаря тому что, государство было закрыто 251 год по отношению к окружающему миру, за исключением торговых отношений с Китаем и Кореей, традиции и уклад страны сохранили свою самобытность и особенность.

Японский интерьер ни на что не похож, однако он привлекает и представителей западной культуры своей простотой, внутренней гармонией, минимализмом.
Цвета чёрный и белый в интерьере с нейтральными добавочными цветами. Эта гамма не случайна, она подчёркивает графичность предметов их значение каждого по отдельности и в целом.

Очень важный аспект занимает пространство. Ему уделяется важное место, так как его мало, ничего лишнего не должно мешать, отвлекать от хороших мыслей. Здесь недопустим хаос, всё упорядочено и имеет смысл. Двери не могут быть распашными, это потеря важного пространства, по этому, они раздвигаются. Вещи убраны во встроенные шкафы за раздвижными дверцами, если предмет открыт взору, значит у него должен быть смысл. Для создания действительно правильного интерьера в японском стиле важно разобраться в философском смысле, значении и причине предметов. Людям западной культуры, если конечно речь не идёт о тех, кто изучает, разделяет философию и живёт Японией, скорее свойственно декоративное применение элементов японского стиля, смешенного с минимализмом, либо с каким либо ещё восточным стилем.

Японский стиль часто применяем в декорации японских ресторанов, где традиционные элементы часто изменяются и передаётся скорее атмосфера. Деревянные столы и стулья на широких ножках, выполненные в простых линиях, ширмы с папирусной бумагой, красный лак, иероглифы (при их применении хорошо знать, что они обозначают), низкие кровати.

Скандинавский стиль

Страны, о которых мы вспоминаем, говоря о скандинавском стиле, это Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания. Конечно, в этих странах проходили влияния господствующих европейских стилей прошлых эпох, однако, самобытный уклад, национальные привязанности и представления о комфорте отложили отпечаток на так называемый скандинавский стиль, под которым мы скорее подразумеваем смешение деревенского стиля этих стран, уклад дома и концепцию вещей. Здесь особую ценность имеет экологичность вещей, обилие светлого дерева, простые линии, светлые базовые цвета стен и пола, разбиваемые яркими пятнами национального орнамента, применяемого на плетёных ковриках, в пледах, подушках и покрывалах. В этом стиле часто исполняются коттеджи, сауны, дачные резиденции, где можно применить стиль как в архитектурном решении, так и в интерьере.

Восточный стиль

К Восточному стилю относятся влияния Китая, Индии, Египта и Ближнего и Дальнего Востока. Здесь важную роль играют предметы интерьера и домашней утвари. Резная искусная мебель, инкрустированная перламутром и слоновой костью, ширмы, шёлк, обилие многоцветных ковров, мозаика на полу и на стенах, сундуки, ларцы, расписанные вручную. Широкая софа, укрытая многочисленными подушками как знак комфорта и отдыха присуща индийским интерьерам. Богато декорированные светильники с элементами из чеканного метала и стекла. Обилие декоративных элементов, посуды, кальянов, мечей и т.д. Цвета насыщенные, фиолетовый, красный, жёлтый, бирюзовый, синий кобальт, зелёный, позолота.

Английский стиль

Английский стиль, это воспроизведение мировоззрения и жизненных позиций жителей Туманного Альбиона. Важной отличительной чертой является качество материалов, по этому это часто довольно дорогие интерьеры. Нередко применяются антикварные вещи, а так же предметы в колониальном стиле из ценных пород дерева. Колониальный стиль, фактически является подстилем английского, так как формировался в английских интерьерах за счёт внедрения восточных предметов роскоши, привезённых из колоний. В интерьерах много текстиля с цветочными мотивами.

Стены красятся в тёплые тона, жёлтый, красный, кремовый или зелёный. Часто можно встретить обшитые тканью стеновые панели с тем же мотивом, что и на шторах и обивке мебели. Пол деревянный, из качественных сортов дерева. Нередко устаивается камин, как настоящий, так и декоративный, служащий подставкой для свечей. На полу плотные ковры с восточными мотивами. Так же часто можно встретить обитую кожей мебель, возможно слегка потёртую, но неизменно качественную. Много подушек, всевозможные подставки, под ноги, под газеты, под каминный веник и т.д.

Решил написать статью о стилях в архитектуре и дизайне на современном этапе, и не таком далёком прошлом. Стили из прошлого столетия стали не только источником вдохновения для современных архитекторов и дизайнеров, но и полноправной составной частью современной культуры. В настоящее время архитекторы и дизайнеры стоят перед широким выбором художественных средств и стилистических аспектов. Они могут смешивать стили из прошлого со стилями настоящего в поисках будущего. В наше время архитектурный дизайн не просто определяет форму объекта или его функции. Он превратился в самостоятельный язык творчества. И как любой язык его нужно изучать, дабы эффективно использовать.
Мы живём в обществе, постоянно стоящем перед проблемой выбора, в окружении предметов, эстетические свойства которых ценятся не ниже функциональных. Это мир потребителей. Идя навстречу современному обществу и отвечая на его изменчивые желания, архитекторы и дизайнеры всё чаще обращаются к историческим стилям в поисках вдохновения. В 19-ом веке исторические стили играли в искусстве ведущую роль, в 20-ом стиль модерн положил конец их господству. Модернисты стремились создать собственный художественный язык и полностью отрицали стили из прошлого. И только в 1960-х, с приходом постмодернизма, архитекторы и дизайнеры вновь стали обращаться к истории. Как говорится новое это хорошо забытое старое.

Ар нуво - название универсального стиля, возникшего в Европе в конце 1880-х, во времена, когда дизайнеры и архитекторы искали нечто новое, на чём можно было основывать свою работу. Ар нуво отвергал исторические стили и по этой причине считался первым по-настоящему модернистским стилем. Растительные мотивы, синусоиды, не геометрические изгибы считаются основными формами ар нуво.

Лестничная клетка "Дома Хорты", Брюссель, Бельгия; Виктор Хорта. 1901г.

Построенный Хортой отель "Тассель", стал одним из первых архитектурных образцов этого стиля. Бельгийский архитектор прославился своей работой по металлу и колоннами в форме древесных стволов - они получили название "Линии Хорты".

Фасад "Дома Батло",Барселона, Испания; Антонио Гауди. 1907г.

Станция метро "Абесе", Париж; Гектор Гимар. 1900г.

Фундаментальное влияние на развитие модерна оказало мнение о том, что дизайн может служить инструментом для изменения общественного уклада. Освобождение от орнаментальности стало основным постулатом конструктивизма и футуризма. Стремление к функциональности и использованию новых материалов и технологий повлияло на развитие модерна, охватив все сферы дизайна - от интерьера и мебели до керамики, графики и архитектуры.
Свои представления о современном, приверженцы модерна воплощали в произведениях с использованием новоизобретённых материалов и технологий, в объектах с простыми формами, с минимальным моделированием поверхностей, без избыточной декоративности и с обширными незаполненными пространствами.

Павильон Германии, Международная выставка, Барселона. Людвиг Мис ван дер Роэ. 1949 г.

Кресло с подлокотниками. Людвиг Мис ван дер Роэ. 1947 г.

Обувная фабрика Фагуса. Вальтер Гропиус и Адольф Мейер.

Стиль боз-арт зародился во второй половине 19-го век в парижской Школе изящных искусств. Этому стилю свойственны размеренность, симметрия, торжественность, величественность и изысканная орнаментация. Он сочетает традиции древнегреческой и древнеримской архитектуры с традициями Ренессанса. Это эклектический неоклассический стиль, для которого характерно использование парных колонн, узоров внутри узора, высоких парапетов, куполов, выступающих фасадов, балюстрад, пилястр и павильонов.
К 1920-м гг. стиль утратил свою популярность, его стали считать слишком напыщенным. Лишь в конце 20-го века в постмодернизме возродились некоторые элементы стиля боз-арт.


Фрагмент фасада Нью-Йоркской публичной библиотеки. Джон Каррере и Томас Гастингс. 1911 г.

Югендстиль.

Югендстиль является немецкой и скандинавской разновидностью модерна, преобладавшего в искусстве 1980-х.
Дизайнеры и архитекторы югендстиля считали использование природных форм способом реформирования в дизайне и социуме. В интерьерах и архитектуре использовались традиционные этнические мотивы, работы отличались простотой форм и современностью. В континентальной Европе югендстиль распространился позже, чем ар нуво, так как многие немецкие дизайнеры и архитекторы всё ещё были увлечены возрождением классицизма. Но к 1890-м гг. они были готовы воспринять свежие альтернативы историческим стилям.


Фасад резиденции. Латвия. Рига.


Латвия. Рига. ул. Джониэла 73-79. Вильгельм Бокслафф. 1903 г.

До 1925 г. этот стиль был известен также как стиль модерн. Ар деко - интернациональный стиль,
зародившийся во Франции в 1920-х гг. где он ориентировался в первую очередь на рынок предметов роскоши.
В США для стиля ар деко были характерны роскошь, полёт воображения, стремление уйти от действительности. Египетские и ацтекские мотивы доминировали в американской архитектуре в начале 1930-х. Классическим
примером архитектуры ар деко считается Крайслер-билдинг.
В Британии стиль ар деко отразился на роскошных, броских интерьерах многочисленных кинотеатров Лондона.

Основными чертами стиля ар деко являются геометрические, ступенчатые формы с четкими краями и скруглёнными углами, яркие цвета.

Крайслербилдинг, Нью-Йорк; Уильям ван Ален. 1930 г.



Управление морского судоходства, Гастингс, Великобритания; К. Далглейх, Р.К. Пудлен. 1959 г.

Влияние ар нуво на развитие модерна было особенно заметно в Праге, где группа архитекторов и дизайнеров, вдохновившись скульптурой и живописью кубистов, образовала важное, хотя и недолго просуществовавшее течение под названием чешский кубизм. Выпуклые точки, разбитые на части плоскости и мотивы кристалла были характерными чертами этого уникального авангардного стиля. Стиль существовал недолго, однако оказал большое влияние на дальнейшее развитие искусства.

Кубическое здание. Прага. Чехия.

Стиль Баухауз (другой вариант - «Баухаус») — это направление модернистской архитектуры, которое преобладало в 1930-1960-х гг. Изначально он зародился в Германии, однако в скором времени получил широкое распространение во всём мире. Его основателями стали Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, к числу наиболее известных представителей относятся Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия, США), Якобус Ауд (Нидерланды) и некоторые другие.
Кредо Баухауза сводилось к тому, что в одном объекте должны были воплощаться результаты работы художников, ремесленников и технологов одновременно.
Наиболее близкими к движению Баухауз можно считать идеи рационализма, конструктивизма и, конечно, модерн, который фактически стал источником основных идей.

Кресло "Барселона". Людвиг Мис ван дер Роэ.

Основные черты стиля это отказ от орнаментальности в пользу функциональности, преобладание асимметрии.


Рационализм.

Итальянский стиль рационализма был основан в 1926 г. в Милане группой из семи студентов-архитекторов, считавших, что в Европе существует новый, свежий художественный дух, и долг Италии - развивать его. Рационализм в первую очередь сказался на архитектуре - его отличал логический, функциональный подход и отказ от избыточной орнаментальности. Движение успешно начало своё существование и сразу привлекло к себе внимание публики. В отличие от футуризма, рационализм воспевал технический прогресс, используя новые материалы: например, детали из хромированного металла жёстких геометрических форм.

Наглядным образцом этого стиля может считаться построенный в 1929 г. архитекторами Джузеппе Пагано и Джино Леви-Монтальчини жилой комплекс Палаццо Джулиано. Изначально его фасад был покрашен в жёлтый и зелёный цвета - так создавалась иллюзия того, что здание состоит из отдельных этажей, поставленных друг на друга. В нём же впервые был использован такой уникальный архитектурный элемент, как панорамные окна.

Палаццо Джулиано, Турин, Италия: Джузеппе Пагано и Джино Леви-Монтальчини. 1979 г.

Дом Мейера в Алмело.

Сюрреализм.

Этот термин был предложен поэтом Гийомом Аполлинером (1880-1918).
Сюрреализм - течение в искусстве ХХ-го века, возникшее на нигилистических идеалах дадаизма, которому пришло на смену. Оно развивалось под влиянием идей Зигмунда Фрейда (1836-1939), создателя психоанализа, а воглаве его стоял французский поэт Андре Бретон. Последователи этого движения считали, что подсознание должно выражаться в зрительных или поэтическиз образах. Наглядным примером тому служат картины Сальвадора Дали. А его дизайнерские работы, например диван в форме губ, создавали новые представления о том, какими должны быть искусство и дизайн, зачастую стирая грани между ними.


Диван-губы; Сальвадор Дали. 1937 г.


Проект из будущего.

Органический дизайн.

Органический дизайн основан на концепции органической архитектуры, впервые предложенной Фрэнком Ллойдом Райтом и Чарлзом Ренни Макинтошем в конце 19-го века. Её главный постулат утверждал, что отдельные элементы, например предметы мебели, должны визуально и функционально вписываться как в интерьер, так и в общую концепцию здания. Более того, по их мнению, само здание также должно соотносится с местностью, где оно расположено через структуру, материалы или цвета.
Несмотря на то, что понятия интеграции и естественности изначально были заложены в этом подходе, они не обязательно выражались во внешнем виде объектов, а органические формы не сразу стали его центральной темой. Однако постепенно органические функциональные формы завоевали дизайн. Их плавные, эргономичные линии мы можем наблюдать в дизайне и в наши дни.
Новые технологии и материалы, особенно пластмассы, и возможности копьютерного дизайна - всё внесло свою лепту в эволюцию этого стиля.


Сиднейский Дом оперы: Йорг Ютцон. 1958-1973 гг.

Лестница в берлинском Конгресс-центре: Херманн Хенсельманн 1979 г.

Интернациональный стиль.

Когда в 1933 г. школа Баухауз была закрыта, Вальтер Гропиус, Людвиг Мисс ван дер Роэ и многие другие преподаватели Баухауза эмигрировали в США, где продолжали распространять философию своего движения.

Интернациональный стиль - одно из главных направлений в модернистской архитектуре периода 30-х - 60-х годов двадцатого столетия. Его основоположниками стали, в основном бывшие приверженцы конструктивизма, архитекторы: Петер Хопп, Петер Беренс и Вальтер Гропиус, Мисс ван дер Роэ, Якобус Ауд, Ле Корбюзье.

Характерными чертами интернационального стиля стали отказ от всех видов исторического декора и национальных культурных особенностей, использование чистых геометрических форм и линий, гладких и легких поверхностей из металла и стекла. При строительстве зданий в рамках этого архитектурного направления широко использовался железобетон; в интерьерах зданий большое внимание уделялось созданию широких открытых пространств.

После окончания Второй мировой войны воплощением идей интернационального стиля стали небоскребы, построенные по проектам Филиппа Джонсона, Бэя Юймина и Мисс ван дер Роэ. Французский архитектор Ле Корбьзье постепенно отошел от интернационализма в сторону брутализма. Постепенно это направление в архитектуре проникло в архитектурно-консервативные страны, например, Бразилию и Италию.
В 50-е года 20 века начался кризис интернационального стиля. В 1970-е годы его раскритиковал за обыденность и ограниченность основоположник постмодернизма - Роберт Вентури.


Берлинские здания в интернациональном стиле.


Нью-Йоркские небоскрёбы в большинстве своём также в интернациональном стиле.

Биоморфизм.

Известен также как неоорганический стиль. Для биоморфизма характерно использование природных форм. Этот стиль, широко использовавший естественные очертания, мотивы завитков и продолговатые растительные формы, впервые возник в начале 20-го века и воплотился в творчестве многих дизайнеров ар нуво. Однако по-настоящему оценить его достоинства стало возможным с изобретением новых технологий и материалов, в частности пластика.
Башня Мэри-Экс, 30 в Лондоне, более известная под названием «Огурец» или «Корнишон» — это одно из наиболее выдающихся зданий столицы Великобритании, небоскреб, который разительно отличается от остальных зданий в Лондоне. В английском языке здание носит название ‘Gherkin’, что дословно переводится как «маринованный огурец» или «корнишон». Огурец в Лондоне - это одно из нескольких современных зданий, которые были возведены за последние годы в исторической части Лондона.


St Mary Axe."Огурчик": Фостер и партнёры. Лондон 1997-2004.

К стилю биоморфизма можно также отнести здание Turning Torso в Мальмё, Швеция. Небоскрёб напоминает фрагмент молекулы ДНК. Здание Turning Torso было разработано испанским архитектором Сантьяго Калатравой и официально открылось 27 августа 2005 года. 54-этажная башня достигает 190 метров в высоту. После завершения строительства здание стало самым высоким в Скандинавии, самым высоким жилым зданием в ЕС и вторым самым высоким жилым зданием в Европе, после 264-метрового московского Триумф-Палас.
Проект башни основан на скульптуре Сантьяго Калатравы под названием “Twisting Torso” (англ. Закрученный Торс). Оно состоит из девяти сегментов — пятиэтажных пятиугольников, которые “поворачиваются” по мере повышения; самый верхний сегмент “повёрнут” на 90 градусов по часовой стрелке относительно первого этажа.

Turning Torso. Сантьяго Калатрава. Мальмё, Швеция 1999-2005.

Сокращённый вариант словосочетания "популярное искусство" (popular art). Этот стиль возник в США и Великобритании как реакция на абстрактную живопись, которую сторонники поп-арта считали слишком сложной и элитарной. Они отдавали предпочтение объектам из повседневной жизни. Примером тому - комиксы Роя Лихтенштейна, где лица персонажей напоминают героев мультфильмов, нарисованные яркими, флюоресцирующими цветами. Для поп-арта было типичным использование сериграфии (станковый способ трафаретной печати) - техники массовой печати.
Под влиянием популярной культуры, сторонники этого стиля открыто оспаривали принципы "хорошего дизайна", отрицая модерн и его ценности и заменяя их своими - разнообразием, весельем, бунтарством. Поп-арт быстро захватил сферу масс-медиа и рекламы. Наглядным примером тому может служить обложка диска группы "Битлз" 1967 г. "Сержант Пеппер".
В архитектуре проявление стиля поп-арт свелось к малым архитектурным формам, самая крупная из которых вылилась в строительство павильонов закусочных в виде гигантских гамбургеров. Гораздо большее распространение поп-арт получил в городской скульптуре. Примером может служить скамейка на одной из улиц Казани. Эстетическая сторона скамейки под вопросом (ноги со спущенными штанами...), но пример чистого уличного поп-арта налицо.

Скамейка в Казани. Дизайнер неизвестен.


Ещё один пример стиля поп-арт в малых архитектурных формах.


Обложка диска группы "Битлз" 1967 г. Питер Блейк и Джэнн Хоуортс.

Минимализм.

Термин "минимализм" впервые появился в середине 1960-х и использовался для обозначения скульптурных работ Роберта Морриса, Дэна Флавина, Дональда Джадда и некоторых других художников. В наши дни этот термин используется в самых разных сферах, от моды и музыки до дизайна и архитектуры.
В архитектуре минимализм выражается в сокращении выразительных средств, в широком использовании незаполненных пространств, абсолютной простоте и чистоте линий. Наглядным примером тому служат работы Джона Поусона. Его архитектурные концепции строятся на свойствах пространства, света и материалов, он отвергает манерность в стилистике объектов.


Апсида церкви цистерцианского монастыря в Новом Дворе. Джон Поусон.

Дом Джона Поусона и его жены Кэтрин (1999).

Пешеходный мост, построенный Поусоном в 2006 году в ботанических садах Кью в Лондоне.

Хай-тек - стиль в дизайне, отчасти заимствовавший выразительные средства постмодернизма, особенно в архитектуре, возник в начале 1970-ых гг. Для этого стиля характерны внешняя простота и элегантность, а также использование промышленных материалов или материалов изготовленных с помощью новейших технологий, в новом контексте.
Пионерами хай-тека были британские архитекторы, в частности Норман Фостер и Ричард Роджерс, включавшие индустриальные элементы в дизайн своих зданий. Следуя девизу Л.Г.Салливана "форма следует за функцией", они превращали элементы конструкции в элементы дизайна.
Классическим примером архитектуры хай-тек является Центр Жоржа Помпиду в Париже, построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано (1971-1977).


Центр Жоржа Помпиду в Париже. Ричард Роджерс и Ренцо Пиано (1971-1977).

Работая над проектом Центра Жоржа Помпиду, Роджерс и Ренцо решили расположить все коммуникации с наружной стороны стеклянного фасада, превратив их в элементы дизайна, таким образом лестницы, кабели и стальные каркасы оказались на всеобщем обозрении.

В наше время этот стиль используется как правило в сочетании с более традиционными элементами дизайна.


Хай-тек дом P048 в Австралии.

Постмодернизм.

Постмодернизм - направление в искусстве, возникшее как реакция на дизайнерский рационализм модерна. Его зарождение началось ещё в 1960-х, а окончательно оно сформировалось в начале 1980-х гг.
Постмодернисты считали, что все достижения модерна - это несколько неудобочитаемых книг и непонятных объектов, бездушные произведения искусства и здания, в которых люди не хотят жить.
В одной из своих книг, Роберт Вентури ставит под сомнение акцент на логику, простоту и порядок, свойственных модерну, и утверждает, что многозначимость и противоречивость также заслуживают своего места в искусстве.
Постмодернисты выступали за слияние изящных искусств и массовой культуры, элитарного и популярного искусства.
Антирационалистский подход царил в дизайне в декадентские 1980-е гг., внутри него образовалось множество направлений, включая деконструктивизм, хай-тек и постиндустриализм. Однако к началу 1990-х, в момент экономического спада, дизайнеры вновь обратили взоры к более рациональному подходу.
Примером постмодернизма может служить отель "Марриот" в Сан-Франциско.

Отель "Марриот". Сан-Франциско.

Другим примером постмодернистского трактования форм и образов архитектуры прошлого может служить здание центра связи в Канаде.


Здание центра связи. Канада. Торонто.

Ещё один пример, но уже из 21-го века.


Дом Рояль со Скрипкой, Китай. 2007 г.

Деконструктивизм.

Стиль деконструктивизм, возникший в 1980-х гг., относился не столько к дизайну в целом, сколько к архитектуре и дизайну интерьеров. Для этого стиля характерны ломаные формы и перекрывающиеся поверхности - по контрасту с логикой и порядком, свойственными модерну. Концепция деконструктивизма была предложена литературным критиком Жаком Дерридой в конце 1960-х. Деррида считал, что каждый текст можно итерпретировать множеством разных способов, поэтому он никогда не значит в точности то, что в нём написано, а то, что написано, не передаёт в точности его значение. Этакую "абракадабру" мог выдумать только критик. Но в конце 1970-х теория Дерриды нашла применение в одном из стилей в архитектуре и дизайне интерьеров - деконстуктивизме, - целью которого стала демонстрация внутреннего содержания и функций объектов.


Еврейский музей в Берлине. Даниель Либскинд. 1998-2003 гг.


Центральная библиотека в Сиетле

Группой "Мемфис" назывался коллектив дизайнеров мебели и промышленных товаров, игравших ведущую роль в дизайне начала 1980-х гг. и работавших в Милане. Дебют группы, во главе которой стоял Этторе Соттсасс, состоялся на миланской Мбельной ярмарке 1981 г., он явился потрясением для дизайнерского сообщества, впервые увидевшего предметы мебели из ламинированного пластика ярких цветов с узорами под шкуру леопарда или с геометрическим рисунком в стиле китча.
Названием группы стало слово из названия песни Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again".
Стиль «Мемфис» был анархичен и преследовал в основном цели свободного самовыражения дизайнера. Следуя одному из основных постулатов постмодернизма, он активно противопоставлял себя «хорошему вкусу», пропагандируемому стилями модернистского направления.
Экспериментируя с материалами, формами и цветами, дизайнеры создавали качественные и функциональные предметы, пользующиеся спросом у потребителя. Для этого стиля характерны броские геометрические формы, яркие цвета, использование высокотехнологических материалов (например, ламинированного пластика), а также прямое цитирование элементов исторических и авангардных стилей.


Дом в стиле "Мемфис в южной Индии.

Как и многое, хорошо забытое старое, дизайн в стиле «Мемфис» переживает новую волну популярности. Как и в начале своей истории, сегодня он отличается революционной смелостью и творчеством. И пусть сейчас это уже не является новаторством, он остается узнаваемым и атмосферным. Стоит увидеть всего лишь один пример интерьера в стиле «Мемфис» и сразу же становится понятно, что основным источником вдохновения является китч, арт-деко и поп-арт. К слову, с последним наблюдается явное сходство: тот же отказ от условностей, та же яркость и эффектность форм.


Интерьер в стиле "Мемфис"

На стиле Мемфис думаю закончить свою статью "Стили и направления в современной архитектуре и дизайне". Пускай я задел не самые новые направления в развитии данной темы, но обзор на мой взгляд получился неплохой. Все комментарии принимаются и приветствуются. Редактироваться статья будет.

Разработка Дизайн-проекта в конкретном архитектурном стиле крайне важна для Заказчика:

1. Это позволяет получить интерьер высокого качества.

2. Стильный интерьер существенно повышает стоимость недвижимости.

Архитектурные стили интерьера

Романский (950-1250гг.)
- Характерные черты:
рельефная плоскость, лаконичность и простота. Роспись (много религии). Пол - мрамор, плитка с рисунком. Зеркала - шифоновая бронза. Стены - венецианская штукатурка. Стремление показать не зрительную красоту, а истинную красоту духа.
Преобладающие цвета: коричневый, красный, зеленый, белый.
Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.

Форма:
прямоугольная и цилиндрическая.
Элементы интерьера:
полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.
Конструкции:
каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.
Окна:
прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.
Двери:
дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.

Готика (1250-1520гг.)
- Характерные черты:
город, рыцарство, карнавал. Появилась драпировка. Синие стекла в широких окнах. Впечатления узких улочек, заканчивающихся собором, устремленным в небо.
Преобладающие цвета:
желтый, красный, синий.
Линии:
стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.
Форма:
прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.
Элементы интерьера:
веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.
Конструкции:
каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.
Окна:
вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.
Двери:
стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

Ренессанс (Возрождение)(1520-1650гг.)
- Характерные черты:
лиственный орнамент; отделка соборов, церквей и соборов - роспись стен и потолков. Форма мебели - простая, геометрическая, основательная, богато декорированная.
Преобладающие цвета:
пурпурный, синий, желтый, коричневый.
Линии:
полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера.
Форма:
крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.
Элементы интерьера:
кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.
Конструкции:
массивные и визуально устойчивые; бриллиантовый руст по фасаду.
Окна:
полуциркульные и прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом в сочетании с круглыми; иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные.
Двери:
устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход.

Барокко(Рококо) (1650-1770гг.)
- Характерные черты:
симметрия в стиле, простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях, большие новороты в колоннах, бешено отделанные потолки с углубленными частями.
Рококо -
более изящный и утонченный стиль. Присутствие изящной "неустойчивой" мебели, изготовленной из дерева, поддающейся резьбе с красивым шпоном и покрытым лаком. Стены украшались зеркалами, и полностью декорировались. Отсутствие прямых линий и углов. Вещи инкрустированы с нежно-цветистым узором. Стиль "легкомысленный" с элементами эротизма. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Интерьеры изящны, декоративны, легки. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству.
Преобладающие цвета:
приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Линии:
причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Форма:
сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
Элементы интерьера:
стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Конструкции:
контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна:
полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Двери:
арочные проемы с колоннами; растительный декор.

Классицизм (Ампир)(1770-1840гг.)
- Характерные черты: -
Стиль, обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.
Ампир -
проявление символики с военной тематикой (военные эмблемы, орнамент мячей, щитов, головных уборов). Присутствие во всем пафоса; проявление в формах лап животных - грифоны, львы, сфинксы. Пол отделан паркетом; по краям и углам светлых потолков расположены декоративные элементы; стены драпируются тканями. Элементы золотятся. Ткань, особенно вощеный ситец, часто преобладает. Мебель удобная и мягкая и аксессуары везде - книги, свечи, цветы, лампы и старинные вещи. Для основательных и консервативных людей.
Преобладающие цвета:
насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
Линии:
строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.
Форма:
четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.
Элементы интерьера:
сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод; для стиля ампир - военный декор (эмблемы); символы власти.
Конструкции:
массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.
Окна:
прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.
Двери:
прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

Историзм (Необарокко, Модерн, Рационализм)(1840-1918гг.)
- Преобладающие цвета:
неяркие светлые цвета; лиловый, светло-зеленый, коричневый.
Линии:
сочетание тонких и толстых линий; вертикальные; горизонтальные; плавно текущие, изменяющиеся по толщине.
Форма:
лаконичные; прямоугольные, шарообразные, цилиндрические, изобилие эркеров, веранд, лоджий, балконов.
Элементы интерьера:
образно-символический, динамичный, извивающийся рисунок в модерне и геометрический в рационализме; стилизованный растительный узор.
Конструкции:
стальные и железобетонные балочные пространственные и решетчатые.
Окна: широкие прямоугольные и овальные.

Двери:
прямоугольные, филенчатые, деревянные, стеклянные, металлические.

Постмодернизм (с 1918г.)
- Характерные черты: -
Используется сплав различных стилей прошлого, например, классический и барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля - гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды. Уходя от Модернизма, Постмодернизм стремиться привнести неопределенность и контраст в порядок и простоту современных стилей. Замысел часто соединяет цвет с историческим эталоном.
Преобладающие цвета:
бежевая гамма, серебристый, "металлик", перламутровый, флуоресцентный.
Линии:
динамичные, свободные.
Форма:
рациональные и свободные; симметричные и асимметричные; трансформы.
Элементы интерьера:
большие, просторные залы; легкие, оригинальные конструкции; контрастные текстурные и фактурные сочетания. Применение искусственной кожи, никелированных и хромированных материалов.
Конструкции:
унифицированные сборные и разборные; логичные и целесообразные; легкие алюминиевые и традиционные железобетонные; арочные, балочные и вантовые.
Окна:
просторные, иногда во всю стену; раздвижные, откидные, распашные и поворотные.
Двери:
телескопические, раздвижные, складчатые, качающиеся, балансирные, вращающиеся и др.

Неоклассицизм
- Характерные черты: -
Основывается на классических Греческих и Римских формах и популярен с конца 18 века до середины 19-го. Эта мебель светлая и изящная, линии прямые. Обычные украшения - это акант из листьев, раковины, архитектурные фронтоны и классические фигуры. Этот стиль близок к Ампиру и Бидермайеру. Неоклассицизм XX-го века восходит к неоклассицизму XVII-XVIII вв. с его обращением к античному греческому и римскому стилям. Современное использование классических мотивов включает как строгие античные, так и более пышные и прихотливые формы, присущие ампиру и рококо. Для неоклассического декора характерны изображения листьев акантуса, раковин, архитектурные фрагменты.

Бидермайер (начало ХХ в.)
- Характерные черты: -
Добротность, комфорт и практичность. Это стиль городской жизни (клубы, музеи, заведения). Интерьер упростился (уменьшился в габаритах). Появились занавески, тюль, дешевые ткани обивки мебели, скатерти, живописные "простые" гравюры на стенах. Ощущение "чистой" комнаты, с некой провинциальностью. Наличие фарфоровых фигур и бюстов. Стиль определяется классическими простыми линиями и светлыми породами дерева, подчеркнутыми черными штрихами. Классические, как бы графические линии этих вещей позволяют легко комбинировать их с любыми стилями.

Модерн (конец XIX - начало ХХ вв.)
- Характерные черты: -
Ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Универсальный, синтетический стиль, наиболее популярный в современном дизайне интерьеров. Принцип стиля - динамическое равновесие с оптикаемыми гибкими формами. Используются новые материалы: железобетон, стекло, керамика, неоштукатуренный кирпич, мозаика, много металлических конструкций. Мебель в стиле Модерн проста, без лишних украшений, функциональна. В дизайне термин Модерн может сбить с толку, так как используется как для обозначения этого конкретного стиля, так и в качестве традиционного определения. Модерн середины века сейчас популярный термин для обозначения мебели и вещей приблизительно с середины 40-х до 60-х годов нашего века. Линии просты и чисты, функциональность на первом месте, отделка обычно светлая, украшения или отсутствуют или упрощены.

Романтизм - Апелляция, скорее, к фольклорным и природным формам декора. Дикий камень, ковка, готические формы проемов, зеленые уголки и т. п. Считается характерным для поэтических натур.

Арт Нуво - Стиль, распространившийся во Франции и Европе в конце 19 века, с витиеватыми плавными линиями. Природа часто была источником вдохновения, и обычными были такие темы как цветы, листья, птицы и насекомые. Эти образы живой природы часто были сказочными и асимметричными. Женщины в длинных платьях с длинными струящимися волосами также типичны для этого стиля. Подчеркивает яркую индивидуальность владельца.

Неомодерн - Использование пластических форм Арт Нуво для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.

Баухаус - В 20-е и 30-е годы 20-го века эта немецкая школа дизайна заложила основу для того, что позже назовут "модерн" или модернизм. Основанные на популярной сейчас философии "форма определяется функцией", формы Баухаус были простыми, светлыми, без лишних украшений. Популярные материалы включают в себя трубчатую сталь, фанеру, кожу и пластик. Палитра обычно ограничена черным, белым, коричневым и серым.

Маями - На него оказали влияние народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения. Этот стиль характеризуется скругленными углами, cтрогими вертикальными линиями, и "отступающими" формами. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц. Обычные материалы включают в себя экзотические сорта древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь. Легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин. Широкое поле для демонстрации хорошего вкуса.

Глобал - Характерный элемент для множества стилей включающих влияние иностранных и экзотических мест. Что-то равнозначное Экзотическому или Этническому стилям, часто это элементы из Африки, Полинезии, Индии и Азии. Стили Глобал часто включают искусство первобытных племен и ритуальные предметы, шкуры животных, декоративную черепицу, металл ручной обработки, растительные материалы, такие как рафия, водоросли, водяной гиацинт и бамбук. Влияние северной Африки, Тибета и Турции выигрывает в популярности.

Глобал модерн - это любой стиль, объединяющий чистые линии модерна с глобальной чувствительностью. Вещи в этом стиле получили большое распространение, поэтому выбор конкретных изделий не составит никакого труда. Характерны крупные утолщенные формы, отделка и аксессуары, наоборот, маленькие и в ограниченных количествах. Если вам нравятся оборки и рюшки, забудьте о них. Силуэт комнаты должен быть простым и экономным, но также и комфортабельным. Это не идеал минимализма, но богатая и экзотическая простота. В обстановке должен преобладать стиль модерн середины века по правилам смешивания 70/30. Контраст в этом стиле идет от цвета, текстуры и выработки. Детали могут быть темными или светлыми, неровными или гладкими, но все они должны иметь какие-то объединяющие элементы.

Индустриальный - Мебель, происходящая из "Индустриального века" и, как правило, металлическая - хром, нержавеющая сталь и т.д. Поверхности могут быть слегка или сильно полированными. Многие из этих вещей действительно использовались на фабриках и в офисах в начале или середине 20 века. Обычно это письменные столы, барные табуретки, книжные и файловые шкафы, складные стулья и удобные тележки. Этот стиль обычно слишком холодный, чтобы использовать только его. Тесно примыкает к минимализму. Индустриальный стиль -с открытыми стерильными пространствами, словно из фантастического фильма. Металлические предметы, напоминающие фантастические приборы и оборудование.

Кантри Индустриальный - Комбинация стилей характеризующаяся контрастом между гладкими промышленными поверхностями и грубо сделанными или старомодными деревенскими деталями - обычно потертое дерево и другие натуральные материалы. Комбинирование кантри с простыми, чистыми линиями индустриального стиля образует весьма удобное и функциональное соединение. Прочные, легко очищаемые поверхности с перепадами высот и обтекаемыми деталями прекрасно сочетаются с нарочито грубым деревом, плетеными корзинами и небольшими циновками. Этот стиль совпадает с желанием многих людей иметь современную обстановку, согретую теплом живой природы. Это - соединение, основанное на контрасте текстур и материалов. Цветовая же палитра интерьера должна быть единой, приглушенных серых, коричневых, золотистых и мягких голубых и зеленых оттенков. Непрерывная текучесть цвета концентрирует внимание на разности текстур и материалов. Прохлада металла контрастирует с теплом натурального дерева и ткани.

Мемфис - Покончив с порядком и логикой раннего модернизма, стиль Мемфис был весьма антидизайнерским - игривый, нелогичный, яркий и часто отдающий "плохим вкусом". Цвета дисгармонировали, пропорции были нарушены, углы и края заострены, тем не менее, эта мебель была и остается возбуждающей, остроумной и веселой. Мемфис провозглашает: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно". Стиль характеризуется наличием упорядоченных участков пустого пространства, где все скоординировано. "Законченность" - ключевое слово для этого стиля. Внешние атрибуты каждодневной жизни спрятаны, палитра обычно нейтральная и монохромная. Точные воплощения этого стиля редки, и лучше оставить их для каких-нибудь учреждений и музеев.

Экзотический - Интерьеры, обставленные и декорированные стилизованными или подлинными предметами этнических культур в их наиболее ярких и необычных проявлениях с отголосками далекой и неведомой жизни.

Азиатский - Также называется "Зен" или "Дальний Восток", ключевые слова: порядок, равновесие, ясность и простота. Текстура, нейтральная палитра и акцент на понятии дома, как святилища - все это важно. Это точно стиль "меньше - это больше".

Английская деревня - Элегантный хотя и уютный стиль, соединяющий новые и старые элементы. Ткань, особенно вощеный ситец, часто преобладает, мебель удобная и мягкая и аксессуары везде - книги, свечи, цветы, лампы и старинные вещи. Современные интерпретации этого стиля чище и нейтральнее - например стиль Shabby Chic.

Богемский - Демонстрирует достаточно доказательств художественных и литературных устремлений и пренебрежения условностями. Модели часто богатые и не сочетаемые, бисер и бусы типичны, в изобилии Европейское влияние. Суть в смешивании множества стилей и периодов руководствуясь искусством и интеллектом.

Британский колониальный - Со своей небрежной элегантностью Британский Колониальный стиль стал очень популярным. В то время как дерево может быть темным, общее ощущение светлое и воздушное благодаря обилию свободного пространства и светлым тканям и стенам. Мебель как оригинальная так и воспроизведенная тщательно вырезанная и временами массивная, но остальные элементы как правило простые и светлые. Тропические аксессуары выделяются на фоне земляных приглушенных тонов.

Викторианский - С характерными тяжелыми украшениями, этот стиль был популярен в период 1840-1900. Названная в честь королевы Виктории, Викторианская мебель обычно тяжелая, темная и причудливо вырезанная. Вдумчивое смешивание Викторианских вещей с более современными, может подчеркнуть красоту и тех и других.

Колониальный - Официальная или небрежная, простая или тщательно продуманная, Колониальная мебель относится к американской мебели "Колониального" периода - приблизительно 1700-е годы. Разнообразные породы дерева - от сосны до красного дерева.

Миссионерский - Также называемый Артс-н-крафтс, этот стиль продержался от конца 19 века до 20-х годов 20-го и провозглашал чистоту простых линий, прямоугольную и часто блочную форму, видимые соединения и швы. Превозносится подлинность конструкции. Артс-н-крафтс фактически был первым стилем, соединившим промышленное производство с мастерством ручной работы. "Видимая тяжесть" этих вещей уравновешивается при комбинировании их с другими стилями.

Примитивизм - Стихийный, естественный и простой - вот ключевые слова в примитивизме. Вещи часто изготовлены художниками самоучками или сделаны вручную по необходимости. Хорошая текстура или патина часто привлекает в этих предметах, создавая ощущение честности и функциональности. Примитивизм хорошо сочетается с современными стилями и составляет приятный контраст с гладкими поверхностями. Многие предметы, используемые для создания Кантри-Индустриального стиля относятся к Примитивизму.

Растик - Подобный Примитивизму стиль, типичен для сельской жизни и часто предполагает ощущение хижины в горах, лесного пристанища или домика на ранчо. Мебель из гикори или snowshoe, канделябры из оленьего рога и огромные набитые стулья типичны для стиля Растик.

Саутвест - Самый распространенный стиль на юго-западе Соединенных Штатов, включает в себя стили Санта Фэ, Мексиканский и американских индейцев. Типичные признаки этого стиля тусклые земляные цвета, терракотовая керамика и тяжелая, грубая деревянная мебель.

Скандинавский - Существует множество стилей Скандинавской мебели, однако, большинство из них простые, легкие, обычно лишенные украшений. Цвета светлые, пропорции приятные. Наиболее типично бледное дерево с крашеной отделкой. Скандинавский обычно хорошо смешивается с другими стилями.

Фли-маркет - Ключ к стилю Фли Маркет (блошиный рынок) это создание действительно личного дома. Используя вещи, принесенные с блошиных рынков, частных распродаж и специальных магазинов вы можете смешивать происхождения, десятилетия и стили абсолютно уникальным способом. Новые вещи конечно можно соединять с "находками", однако, последние должны преобладать. И помните, что даже дому в стиле Фли Маркет нужна какая-то тема и толчок для творчества.

Французская деревня - Представьте белые прозрачные занавески, старый шкаф, дубовый или сосновый деревенский стол с несочетаемыми крашеными стульями и лекарственные растения на подоконнике. Есть множество представлений о французской деревне, но как правило они основаны на хорошей еде, выпивке и простом деревенском комфорте. Главное - что едят в данном районе. Цвета земляные и размытые - терракотовый, умбра, голубой и т.д. И поверхности натуральные - камень, черепица, дерево и глина.

Чипендейл - Названный в честь Томаса Чиппендэйла, этот стиль конца 19 века элегантен и официален. Вычурные детали, шары, когтистые лапы и гнутые ножки типичны. Будьте осторожны смешивая эти вещи с другими стилями.

Шейкер - Определенно деревенский стиль. У мебели простые, но красивые очертания. Происходит из американской религиозной секты, 18 и 19 века.

Минимализм - Предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки. Ясность композиции, монохромность, подчеркивание естественности фактур. Работа большими плоскостями, графичность. В мебели минимализму свойственны самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили. Акцентирует примитивность форм, сводя их в основном к геометрическим фигурам. В интерьере культивируются открытые пространства. Все проявления быта тщательно спрятаны. Холодность и недостижимость требуемого совершенства в повседневной жизни делают этот стиль пригодным в большей степени для общественных мест.

Современный - Стиль, распространившийся в конце 20-го века характеризуемый закругленными и смягченными линиями и гладкими поверхностями. Часто используется как характерный способ выражения для чего бы то ни было без явной исторической ссылки.

Традиционный - К традиционным принято относить респектабельные интерьеры, воплощающие буржуазный порядок жизни. Это добротная, основательная мебель в стиле прошлых эпох, интерьер, состоящий из предметов, всегда имеющих историческую принадлежность.
Кич -
Объединенное название некоторых течений постмодернизма, таких как Мемфис, использующих потенциал дурновкусия и прелести сентиментальных поделок массового спроса. Это игра в антидизайн, возникшая как протестное течение в интерьерной моде для тех, кто готов относится к среде своего обитания не слишком серьезно.
Эклектика -
Использование мебели смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Соединение деталей почерпнутых из различных источников, стилей и периодов.

Техно-Арт - Абсолютизация технологического аспекта. Выделение несущих конструкций и коммуникаций. Часто - имитация последних.

Хай-тек - Стиль конца ХХ века, основными чертами которого являются максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Стилю характерны стремительные, прямые линии, обилие стеклянных и металлических деталей.