Программа по физкультуре матвеев. Теория и методика физической культуры. Матвеев Л.П. На материале легкой атлетики


Аннотация

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программой А. П. Матвеева «Физическая культура. 5 – 9 классы». В учебнике приводятся сведения об Олимпийских играх в древности, раскрываются понятия «физическое развитие», «физическая культура» и др. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. В учебнике также даётся материал, касающийся укрепления здоровья учащихся, их физической и технической подготовки в базовых видах спорта (гимнастике, лёгкой атлетике, лыжных гонках, спортивных играх).

Пример из учебника

Эти занятия помогут вам укрепить здоровье, сформировать правильную осанку, развить основные физические качества, а также память, внимание и мышление. Они принесут вам не только «мышечную радость», но и бодрость духа, хорошее настроение, уверенность в себе.
Организовать и проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями, а также правильно оценить их резу ль таты вам поможет этот учебник.
Здесь же вы найдёте сведения об истории древних Олимпийских игр, о физическом развитии и физической ку ль туре человека; упражнения (с рисунками) ‘для утренней зарядки, физкульт минуток, комплексы для формирования осанки, стройной фигуры, развития силы и гибкости, а также описания технических действий и приёмов из разных видов спорта, входящих в школьную программу.

ЧАСТЬ I. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Глава 1. Олимпийские игры древности 6
Глава 2. Физическое развитие человека 9
Глава 3. Физическая культура человека 20
ЧАСТЬ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Глава 1. Как проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями 30
Глава 2. Как оценивать эффективность занятий физическими упражнениями 44
ЧАСТЬ III. ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность 50
Глава 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 64
Заключение 112

Вместе с этим также читают:

Уроки физической культуры. 5-7 классы. Методические рекомендации. Матвеев А.П.

2-е изд. - М.: 2017. - 151 с.

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пособием «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 5–9 классы». Целью пособия является оказание информационной и методической помощи учителям физической культуры основной школы для облегчения подготовки к урокам, а также определения путей успешного решения задач обучения. Пособие поможет учителям интересно и содержательно проводить уроки физической культуры.

Формат: pdf

Размер: 583 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ 6
1.1. Структура и содержание рабочей программы «Физическая культура. 5-9 классы» А. П. Матвеева 6
1.2. Возрастные особенности организма учащихся 5-7 классов 9
1.2.1. Возрастные особенности обучения двигательным действиям учащихся 5-7 классов 10
1.2.2. Возрастные особенности развития физических качеств учащихся 5-7 классов 12
1.3. Формы организации образовательного процесса 15
1.4. Проверка и оценка успеваемости учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры 19
1.5. Оценивание успеваемости учащихся 5-7 классов по предмету «Физическая культура» с использованием планируемых результатов 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В 5-7 КЛАССАХ 36
2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 36
2.2. Содержание учебного предмета 40
2.3. Пример рабочей программы 43
ГЛАВА 3. ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 107
3.1. Поурочное планирование учебного материала для учащихся 5 класса 109
3.2. Поурочное планирование учебного материала для учащихся 6 класса 121
3.3. Поурочное планирование учебного материала для учащихся 7 класса 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151

Настоящее пособие создано в помощь учителям физической культуры, работающим по предметной линии учебников А. П. Матвеева. В своём предметном содержании данное пособие сохраняет преемственность с пособием «Уроки физической культуры. Методические рекомендации. 1-4 классы».
Основу настоящего пособия составляют методические рекомендации по работе с программой А. П. Матвеева «Физическая культура. 5-9 классы», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и ориентирующейся на реализацию его целевых установок и основополагающих требований.
Пособие состоит из двух разделов. В первом разделе приводится содержание научно-организационного характера, знакомящее учителей с современными представлениями о развитии основ школьного физкультурного образования, новыми данными о возрастных особенностях учащихся, методическими подходами и учебными технологиями, которые обеспечивают заметное повышение качества преподавания учебного предмета «Физическая культура». Данное пособие адресовано учителям физической культуры, готовым активно включаться в реализацию современных идей и подходов в организации собственного образовательного процесса, осознанно разрабатывать авторские программы и методические рекомендации по работе с ними.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Пояснительная записка.

Данная программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, и на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Автор А.П. Матвеева 2008 г. и предназначена для муниципального образовательного учреждения для учащихся 1 классов и рассчитан на один учебный год 3 часа в неделю.

В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (2 стандарт) образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью.

В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью данной программы по физической культуре является формировании у учащихся 1 классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Данная программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Структура и содержание учебного предмета задаются в данной программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:«Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Раздела «Физическое совершенствование» (физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно оздоровительная деятельность) ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры»,«Лыжные гонки» и «Плавание». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудованием.

В I классе согласно учебной программе школьника по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений, быстроты, выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.

Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями.

При планировании учебного материала для учащихся 1 классов настоящей программы были внесены изменения:

  1. при отсутствии спортивной площадки заменить тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры».
  2. При отсутствии реальной возможности для освоения школьниками содержания раздела «Плавание», заменить его содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.

Проведение уроков по этой программе позволит значительно повысить воспитательный и оздоровительный эффект.

Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класс; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.

Использовании всего периода обучения программаа является оправданным, поскольку позволяет учителю физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учётом индивидуальных возрастных и особенности полового развития каждого ученика.

Учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся).

Программа.

Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся I класса должны:

иметь представление:

  • о возникновении первых соревнований, возникновений физической культуры у древних людей;
  • о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
  • о правилах проведения закаливающих процедур;
  • об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;

уметь:

  • определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
  • вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  • выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
  • выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
  • выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;

демонстрировать уровень физической подготовленности

Контрольные упражнения Уровень
высокий средний низкий высокий средний низкий
Мальчики Девочки
Подтягивание в висе лежа согнувшись, кол-во раз 11-12 9-10 7-8 9-10 7-8 5-6
Прыжок в длину с места, см 118-120 115-117 105-114 116-118 113-115 95-112
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола Коснуться лбом колен Коснуться ладонями пола Коснуться пальцами пола
Бег 30 м с высокого старта, с 6,2-5,0 6,7-6,3 7,2-7,0 6,2-6,0 6,7-6,3 7,0-6,8
Бег 1000 м Без учета времени

Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач уроков и логики прохождения учебного раздела «Физическое совершенствование».Данная программа обеспечивается следующими учебными изданиями: Матвеев А. П. Физическая культура: Учеб. для 1 кл. - М., 2002; Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. - М., 2002; Матвеев А. П. Физическая культура: Учеб. для 2 кл. - М., 2002; Матвеев А. П. и др. Физическая культура: Учеб. для 3 кл. - М., 2000; Матвеев А. П. и др. Физическая культура: Учеб. для 4 кл. - М., 2001. Игры и игровые задания, названия которых выделены курсивом, включаются в учебный процесс по усмотрению учителя в зависимости от условий, логики планирования основного материала и подготовленности учащихся.

Список литературы.

Программы по физической культуре:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарта (II поколение) начального общего образования.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2‑е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978‑5‑09‑022564‑9. Издательство «Просвещение», 2010.
  3. Программы общеобразовательных учреждений ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Начальные классы 1-4 классы. Москва. «Просвещение» 2007 г. Программа подготовлена А.П. Матвеевым в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования по физической культуре.

Учебники по физической культуре :

  1. А.П. Матвеев Физическая культура. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений – М., 2009 г.

Учебные диски:

  1. «Организация спортивной работы в школе» – (компакт-диск) – издательство Учитель, 2010.
  2. Физическая культура 1-11 классы – (компакт-диск) – издательство Учитель, 2010.
  3. «История Спорта» – компакт-диск.
  4. Уроки-проекты по темам школьной программы, разработанные учителями физической культуры Лицея № 62.
    • техника безопасности на уроках по ФК;
    • Похитители здоровья.
    • Баскетбол
    • Волейбол
    • Здоровьесберегающие технология на уроках ФК;
    • История Олимпийских игр и др.

Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «Физическая культура» для учащихся первых классов.

  1. Стенка гимнастическая – Г
  2. Бревно (скамейка) гимнастическая – Г
  3. Козел гимнастический – Г
  4. Конь гимнастический – Г
  5. Перекладина (нестандартная) – Г
  6. Канат для лазания с механизмом крепления – Г
  7. Скамейка гимнастическая – Г
  8. Мост гимнастический подкидной – Г
  9. Коврик гимнастический- Г
  10. Гимнастические маты – Г
  11. Мяч малый (теннисный) – Г
  12. Мяч гимнастический – Г
  13. Скакалка гимнастическая – Г
  14. Палка гимнастическая – Г
  15. Сетка для переноса мячей – Д
  16. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой – Д
  17. Мячи баскетбольные – Г
  18. Мячи волейбольные – Г
  19. Сетка волейбольная – Д
  20. Стойки волейбольные – Д
  21. Мячи футбольные – Г
  22. Аптечка медицинская – Д
  23. Спортивный зал – игровой
  24. Секундомер – Д
  25. Измерительная лента – Д

Д – демонстрационный экземпляр; Г – комплект, необходимый для практической работы в группах.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

Предметная линия

учебников

А.П. Матвеева

1 – 4 классы

Пособие для учителей

общеобразовательных

учреждений

«Просвещение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса

Программа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (А.П.Матвеев, 2001). При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных учреждений, требования учителей и методистов о необходимости обновления содержания образования, внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.

Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:

– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объеме не менее 405 ч, из них в Iклассе – 99 ч, а соIIпоIVклассы – по 102 ч ежегодно.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.