Корейцы не едят собак. Как не съесть собаку. Почему корейцы перестали защищать свою кулинарную традицию. Поедание собачьего мяса

Практически каждый западный человек знает, что в Корее едят собак. Это вообще один из главных стереотипов, связанных с корейцами. Меньшее число людей слышали, что корейцы боятся кошек. Однако этим знания о том, какую роль в корейской культуре играют привычные нам четвероногие питомцы, как правило, и ограничиваются. Между тем в реальности все несколько сложнее: далеко не всякой корейской собаке на роду написано закончить жизнь суповым набором, а кошки постепенно из героев устрашающих легенд и фильмов ужасов превращаются в статусный атрибут успешного и продвинутого человека.

Не только еда, но и друг

В корейской национальной кухне действительно встречаются блюда из собачатины. Самое известное из них - посинтхан. Название это можно условно перевести как «суп долголетия». Употребляют его в основном в летнюю жару, и считается, что такой суп лечит от артрита, потливости, импотенции и других недугов. Однако собачатина - отнюдь не повседневная еда, и досужие разговоры о том, что корейцы торгуют собачатиной под видом свинины, выглядят почти как «продавали осетрину, выдавая за минтай». Ведь собака - это хищник, и ее надо кормить мясом, которого на ее откармливание уйдет больше, чем из нее на выходе получится «полезного» мяса. Так что это во многом сезонная еда, частично используемая для привлечения любителей экзотики.

В Корее есть несколько местных пород собак, и не все они пищевые. Самая известная - чиндоккэ - внешне напоминает короткошерстную лайку или японских ину и отличается особенным умом и сообразительностью. Пищевые же собаки еще в 1990-е активно продавались в Корее на сезонных рынках, и это было похоже на то, как у нас на базарах торгуют курами или поросятами, которых могут зарезать прямо в присутствии покупателя.

Конечно, традиция собакоедения вызывает у европейцев культурный шок, хотя в иных пищевых традициях не меньшее отвращение вызывает поедание лягушек или употребление молочных продуктов. Кроме того, зоозащитники выступают против «варварской традиции убоя», и когда в 1988 году в Сеуле должны были проводить Олимпиаду, поборники прав животных вынудили правительство убрать все харчевни, где подавали собачатину, в глубь кварталов, чтобы их вывески не попадались на глаза иностранцам. Впрочем, когда в 2002-м во время Чемпионата мира по футболу борцы с посинтханом снова начали кампанию, корейское правительство ответило иначе: «Это наша национальная традиция, мы ее никому не навязываем и не рекламируем, но это - наше право. Поэтому никаких действий по ограничению посинтхана мы предпринимать не будем».

В нынешнее время на отношение к собакам (а на самом деле - к домашним животным вообще) влияет не только глобализация, но и урбанизация. В большом городе животное теряет свою традиционную сельскохозяйственную роль, превращаясь в домашнего любимца. Отчасти четвероногие питомцы служат суррогатом детей, отчасти - символом статуса: поскольку метраж средней корейской квартиры не позволяет содержать питомцев, владеть домашними животными может либо состоятельный человек, либо отчаянный модник.

Этими соображениями определяется и выбор животных, которых заводят корейцы. С одной стороны, уход за питомцем не должен отнимать много времени, с другой - общение с ним должно быть активным. Большие собаки требуют слишком много времени и места, а птицы и рыбы не обеспечивают должный уровень коммуникации. Остаются или декоративные собачки, или котики, о жизни которых в Корее пойдет более подробный разговор.

Страшные и ужасные

Кошки появились в Корее в XI-XII веках, и начиная с XVII века их можно увидеть на традиционных картинах, где они нежатся среди цветов или наблюдают за птицами. Однако как минимум с конца XIX века вплоть до начала нынешнего столетия кошка вызывала у корейцев смесь отвращения и суеверного ужаса. Есть курьезная история о том, как корейский принц посетил американскую миссию, где для борьбы с мышами держали кошек. Когда ему, считавшемуся реформатором и вообще человеком прогрессивным, прыгнул на колени котенок, принц так сильно испугался, что упал в обморок.

Корейские страхи

В традиционной корейской культуре боязнь кошек - одно из самых распространенных суеверий. Соперничать с ним может только страх перед числом «четыре» (в китайском языке слово «четыре» созвучно слову «умирать»; из Китая суеверный ужас перед «четверкой» распространился на Корею и Японию) и вера в то, что не выключенный на ночь вентилятор потихоньку высасывает из человека жизнь.

С кошками до сих пор связано множество суеверий. Например, корейцы верят, что в последнюю ночь старого года ужасный демонический кот ищет возле домов оставленные за порогом туфли. А если находит их, то делает с обувью вовсе не то, о чем вы подумали, - инфернальное животное примеряет туфли, меняя тем самым к худшему всю дальнейшую судьбу их владельца. За хвост кота, который входит в дом, может держаться дух умершего, но бывает и так, что в саму кошку может вселиться дух убитой женщины. Последнее суеверие, правда, появилось под влиянием японских фильмов про кошек-оборотней, которые в Корее вплоть до 1990-х не показывали в рамках борьбы с японской культурной экспансией, зато исправно переделывали их сюжеты на корейский лад. Кстати, некоторые корейские националисты даже объясняли автору этих строк свою нелюбовь к кошкам следующим образом: «Самая известная кошка - это манэки-нэко. Манэки-нэко - это символ Японии. А что хорошего может быть от колонизаторов?»

Фото: Zuma / Panoramic / Global Look

Страдают от такого отношения в основном бродячие кошки, которых в Сеуле насчитывается от 30 до 200 тысяч (в зависимости от того, кто считал). Вид у них обычно зашуганный и ободранный. К тому же некоторые врачи традиционной медицины считают кошачье мясо лекарством от болей в суставах, так что на отдельных сезонных рынках торгуют и кошками, которым уготована судьба стать пищей. Зачастую от этой участи их спасают сердобольные европейцы. Впрочем, по сравнению с посинтханом «кошачья настойка» встречается значительно реже, а защитники животных активно разоблачают миф о ее полезности.

Ветер перемен

Жизнь кошек в Корее стала меняться к лучшему только в последние 10-15 лет. Сказывается и любовь к котикам, захватившая интернет, и популярность анимэшных «кавайных нэко», и определенное повышение уровня жизни, при котором снижается потребность выплескивать агрессию на бродячих животных. Правда, любимым домашним животным все равно считается собака, и кошку держит лишь примерно один из 5000 корейцев. При этом, как правило, это дорогостоящая породистая кошка, знак статуса, цена которой может раза в два превосходить европейскую.

Меняется и отношение к бродячим кошкам. Они появляются не только у буддийских храмов, как раньше, но и около некоторых харчевен, где их подкармливают иностранцы. Взять бродячего кота домой считается моветоном, дескать, это его карма - жить на улице. Но есть и те, кто регулярно подкармливает таких котов. Отношение к этим людям в обществе не очень хорошее: считается, что занимаются этим лишь те, у кого нет друзей и не сложилась карьера. Поэтому подкармливают уличных кошек сердобольные корейцы в темное время суток.


В Корею я отправился на обследование и лечение, но решил из унылой диспансеризации сделать интересное путешествие и у меня получилось. Полное обследование , благодаря первоклассной системе корейской клиники Северанс у меня заняло всего 5 часов вместо обычного месяца в России, так что большую часть тура посвятил изучению Кореи.

И знаете, тут действительно круто. Я перестал заливать фотки в свой Инстаграм (nemihail), но теперь использую его исключительно для видео сторис, которые видят подписчики сразу после того как я их снял, а через сутки они исчезают навсегда, очень интересный формат, так что если желаете путешествовать вместе со мной, то добавляйтесь , там пока ещё висит видео из этого ресторана. Ну а если вам привычнее фото-версия, то оперативно всё можно найти у меня на Телеграм-канале (telegram.me/nemihail).

Традиция есть собак постепенно умирает, сегодня это достаточно дорого и молодежь не готова переплачивать, так что посетители таких ресторанов, за редким исключением, люди в возрасте и туристы, которым интересно всё попробовать.

Это достаточно старый и очень известный ресторан в Сеуле.

Как и во многих традиционных ресторанах, едят, сидя на полу на специальных подушках, а сам пол хорошо прогревается.

Разделывают готовых собак прямо в общем зале в вашем присутствии.

Стоимость порции 200 гр - 25 000 KRW (Корейских вон или $25)

Готовое мясо пропаривают на специальной горелке с маленьким газовым баллоном.

Почти в любом национальном ресторане на стол подают закуски Панчхан. Минимальный состав панчхан - кимчхи (капуста).

И редька.

Самое вкусное мясо у собаки находится на ребрах. Разделанное мясо укладывают на луковую подушку и частично прикрывают луком.

Пока основное блюдо разогревается на пару, на стол подают суп из мяса собаки. Как и многие корейские супы, он очень вкусный, но как-то выделить в нем что-то особенное, от собаки, у меня не вышло.

К супу обязательно подают рис. Корейцы используют его как мы хлеб.

К мясу подается специальный соус на кунжутном масле.

Содержимое этой тарелочки нужно хорошо перемешать, обвалять в этом соусе мясо и завернуть в лук. Именно так корейцы едят мясо.

А ещё у рядовых корейцев очень популярна местная водка, она не очень крепкая и стоит всего $1. Почти всегда водку рекламируют молодые кореянки.

Ну и самое главное, мясо собаки очень вкусное, по моим вкусовым ощущениям оно напоминает мясо ягненка, я бы даже сказал, что оно нежнее и вкуснее чем мясо ягненка и при этом нет навязчивого бараньего запаха. Так что если у вас будет возможность, не отказывайте себе в удовольствии.

А вы бы стали есть собаку?

Новости спорта. За кулисами спорта

В Корее по-прежнему едят собак

В Корее по-прежнему едят собак

Наш корреспондент побывал в Южной Корее, где через год пройдет зимняя Олимпиада, и теперь делится с вами впечатлениями об этой удивительной стране.

КАКОЙ ТАМ ХОККЕЙ?

Поводом для визита стало то, что сборная России по хоккею впервые в истории играла против сборной Южной Кореи. Думалось, что счет будет 48:0 в пользу наших. Но оказалось, азиаты не такие уж неумехи. Они натурализовали семерых североамериканцев, удачно выступают на Азиатских играх, а их тренер - дважды обладатель Кубка Стэнли.

Россия все равно победила - 4:3 и 5:2, но легкой прогулкой это не назовешь. Кстати, сборная Южной Кореи будет выступать на Олимпиаде в Пхенчхане на правах хозяйки и уже попала в одну группу со Швейцарией, с Чехией и Канадой.

ЧТО ЕДЯТ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ?

Корейцы абсолютно помешаны на еде. Этот культ идет с голодных времен, когда страна была аграрной и неурожай приводил к гибели целых семейств. Даже если война, ты не заставишь корейца работать в обеденный перерыв. Они едят много, всякое-разное, обожают острое. У европейцев от такой пищи начинает крутить живот. При этом блюда в Южной Корее нежирные и не-пережаренные, поэтому туристы в первое время сбрасывают вес (хотя едят очень часто).

ПРАВДА ЛИ, ЧТО КОРЕЙЦЫ ЕДЯТ СОБАК?

Эта традиция понемногу вымирает, как коррида в Испании. То есть собак корейцы по-прежнему едят (они вообще все едят, дай им миску гвоздей - съедят тоже). Но уже в специализированных ресторанах. И собак только одной особой породы. Такую собаку, по кулинарному рецепту, нужно забить палкой, чтобы ее мясо было нежнее. Нам трудно это представить, но в Южной Корее окончательно от этой традиции не избавились.

КАКИЕ ТАМ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ?

Очень почтительно-уважительные. Кореец скорее прыгнет с крыши, чем кого-нибудь толкнет или заставит почувствовать неудобство.

Яркий пример - как в Корее берут интервью. Вот в Европе принято заранее готовить острые вопросы и потрошить своего собеседника, чтобы выудить из него сочную фактуру. А в Южной Корее ты должен заранее прислать вопросы, их согласуют и подредактируют. Кореец напишет ответы и придет к тебе на беседу. Ты будешь зачитывать вопросы, он будет читать заранее подготовленные ответы. Это выглядит безумством для нас, но для корейцев это нормально.

КАК В ЮЖНОЙ КОРЕЕ РАЗВИТ СПОРТ?

В стране очень чувствуется влияние американцев, потому что в Южной Корее полно баз США. Поэтому большой популярностью пользуются бейсбол, гольф, футбол. Хоккей где-то на десятых ролях. Хотя в стране есть богатые бизнесмены, готовые вкладывать деньги и в хоккей. А вообще, из зимних видов спорта там самые раскрученные конькобежный спорт, фигурное катание и шорт-трек (привет Виктору Ану).

КАКОЙ ТАМ ПОЛУЧИТСЯ ОЛИМПИАДА?

Все объекты построены давным-давно, потому что Пхенчхан претендовал на Игры еще в 2010-м, а потом в 2014 году. Оба раза Корею прокатывали, но потом решили, что делать так всегда неприлично. Конечно, у Пхенчхана не будет размаха, как у Сочи или Пекина-2022. Но и плохой Олимпиада не выйдет точно. Компактные и аккуратные Игры - вот что нас ждет.

Степан Строев

ТАСС/ AP,

Причина того, почему собаки стали рассматриваться корейцами как ценный продукт питания, связан с . Большую его часть покрывают горы, поэтому небольшие клочки земли, пригодные для земледелия, использовались только в этих целях. Места для пастбищ или выращивания кормовых культур практически не было, поэтому коров, свиней или овец разводить было непросто.

У жителей центральных территорий не было доступа к морепродуктам, поэтому белки стали получать из более доступного собачьего мяса.


Собачатина - продукт с особым статусом

Однако вхождение этого мяса в рацион корейцев совсем не обозначает, что оно часто появляется на столе. К собачатине изначально относились как к сезонному и блюду, поэтому ее употребление ограничивалось интервалами в два-три месяца, а то и реже. Традиционный корейский суп посинтхан считается лечебным и употребляется только после затяжной болезни или сильного переутомления. В другие дни в Корее употребляют говядину и свинину, которую благодаря искусственным кормам стало намного легче получать.

В традиционной корейской медицине использовалось не только собачье мясо. Считалось, что целебными свойствами обладают практически все части тела этого животного - включая кости, зубы, глаза, кровь и желчь.

Одной из наиболее распространенных практик было применения собачатины в период беременности и родов. Считалось, что собачьи субпродукты облегчают появление ребенка на свет, увеличивают количество молока и помогают матери быстрее пойти на поправку.

Что касается сезонности собачатины, то корейцы верят, что посинтхан помогает переносить жару. Его варят и подают в три самых жарких для лета в середине июля.


Критика со стороны иностранцев

Традиционно у корейцев не было никаких этических сомнений в том, что есть собачатину совершенно приемлемо. В их представлении собаки ничем не отличаются от других животных, и разговоры о гуманности их употребления в пищу воспринималось как лицемерие и двойные стандарты. Кроме того, в гастрономических традициях страны есть и более странные и экзотические рецепты - например, поедание целого живого осьминога, который не хочет быть съеденным, поэтому цепляется щупальцами за шею и лицо человека, который пытается его проглотить. Зрелище не для слабонервных.


Однако Южная Корея столкнулась с резкой критикой западного общества, которое стало налаживать контакты со страной со второй половины ХХ века.

Одним из самых скандальных случаев дискуссии стало высказывание Бриджит Бардо о том, что нация, которая есть собак - это нация дикарей. Естественно, такое оскорбление вызвало в стране волну негатива против актрисы. В корейской прессе появились десятки статей о том, что нация имеет право на сохранение культурных традиций и не обязана потакать прихотям иностранцев.

Однако на уступки в Корее все же были вынуждены пойти. Во время летней Олимпиады 1988 года в Сеуле закрыли все рестораны, специализирующиеся на подаче собачатины, а из меню заведений приказали временно убрать это блюдо. Однако торговля собачьим мясом продолжалась «из-под полы», и нередко клиентами таких заведений становились состоятельные чиновники, которые и утверждали временные ограничения. При этом под влиянием западных общественных организаций в Южной Корее закрыли самый большой собачий рынок, где животные содержались в жестоких и антисанитарных условиях, а умерщвлялись негуманными способами.


Современная ситуация

В Южной Корее с конца ХХ века, после экономического прорыва и начала тесного сотрудничества с Западом, отношение к собакам как к домашним животным несколько поменялось. Они стали появляться в детской литературе и мультфильмах, а в больших городах стало модно заводить маленьких комнатных собачек. Тем не менее, до полноценной симпатии к этим животным все еще далеко. Не пришла в упадок и гастрономическая культура употребления собачатины, и корейцы даже стали с меньшим стеснением относиться к тому, что западное общество их осуждает.


В Северной Корее из-за минимальных контактов с внешним миром ситуация носит специфический характер. Большая часть жителей даже не подозревает о том, что в других странах их традицию употреблять в пищу собак считают аморальной или неправильной.

Но даже если бы они об этом узнали, то ситуация вряд ли изменилась бы: правительство поддерживает позицию, при которой корейская нация должна сама решать свои проблемы и не обязана ни перед кем отчитываться.

Поэтому изменять свои традиции под требования враждебного запада они точно не стали бы.

Одним из неспортивных лейтмотивов Олимпийских игр в Пхенчхане стала борьба зоозащитников и всех сочувствующих животным со старой корейской традицией – поеданием собачьего мяса.

Началось все с того, что бронзовый призер командной гонки голландский конькобежец Ян Блокхейсен на пресс-конференции то ли от досады, что ему пришлось довольствоваться третьим местом, то ли от реальной озабоченности, обвинил корейцев в том, что они плохо относятся к собакам. «Пожалуйста, относитесь в этой стране лучше к собакам», – посоветовал Блокхейсен. Корейцам камень, который время от времени и так бросают в их огород, не очень понравился выпад спортсмена, поэтому в соцсетях они устроили флешмоб, в котором обвинили европейцев во вмешательстве во внутренние дела страны. В результате глава спортивной делегации Нидерландов принес свои извинения: «Я вынужден затронуть тему инцидента, который произошел на пресс-конференции. От имени всей нашей делегации я приношу официальные извинения за высказывания спортсмена».

Вскоре в СМИ появились слухи, что собачатину продают в Корее на каждом углу и даже в Олимпийской деревне, а в общепите то и дело норовят заменить мясо курицы или говядины (курам и коровам на Играх сочувствуют не столь активно) на мясо собак. Зоозощитники, которые и раньше не жаловали жестокие азиатские традиции, быстро подключились к конфликту и вышли на улицы с лозунгами «Собака тебе друг или еда», фото- и видеоматериалами с кадрами убийств собак на корейских фермах. Ранее они уже подписали петицию с призывом бойкотировать Олимпиаду в стране, где едят домашних животных.

«Южная Корея является 14-й экономикой в мире, но в этой стране ежегодно отправляют на забой 2,5 миллиона собак и тысячи кошек. Это называется «здоровое питание». Животные вынуждены терпеть лишения и невообразимые муки с самого рождения и до того дня, когда их убивают. А южнокорейцы искренне верят, что чем больше собака страдает, тем больше она обогатит качество мяса и повысит пользу для здоровья потребителя. Если Южная Корея хочет, чтобы ее уважали как нацию совести, тогда южнокрейцы должны укрепить свои законы о защите животных и навсегда запретить потребления мяса собак и кошек», – сказано в петиции.

Некоторые олимпийцы присоединились к движению зоозащитников и решили самостоятельно спасать собак, которые корейцы пускают на «суп долголетия». Например, обладательница золотой медали канадская фигуристка Меган Дюамель увезет с собой домой собаку, которую выкупила на собачей мясной ферме. Девушка назвала щенка Му-тай и написала в соцсетях, что он очень любит сидеть на руках. Теперь Дюамель призывает всех спортсменом последовать ее примеру. Тренер Дюамель удивился, где спортсменка нашла собаку, потому что вблизи Олимпийской деревни подобных ферм нет, да и собак не было замечено.

ПОЧЕМУ В КОРЕЕ ЕДЯТ СОБАК

Поедание собачьего мяса в странах Азии – традиция старая, только в Китае мясо собаки использовали в пищу с 500 г. до н.э. Ели собачатину в древние времена не только в Азии, но, например, и в Мексике. Что касается Кореи, то изначально собак там не воспринимали, как «друзей человека», а выращивали в качестве домашнего скота. Сегодня в этом плане ничего не изменилось, собаки, как и кошки, не являются домашними животными. По словам корейцев, отличие между домашним скотом и домашним питомцем – дело субъективное.

В традиции поедания собак напрочь отсутствует религиозно-мифологическое объяснение, рассказал корреспонденту «МИР 24» кандидат исторических наук, заведующий сектором Кореи Института востоковедения РАН Александр Воронцов . По его словам, корейцы, как и другие азиаты, употребляют мясо собак в пищу, потому что считают, что это полезно для здоровья.

«Это национальная традиция. Почему одни едят свинину, а другие ее не едят. В глазах мусульман мы все тоже можем кощунственно выглядеть. Почему нужно идти со своим уставом в чужой монастырь? Это древняя традиция, которая родилась еще задолго до появления Европы, а в Китае уже в это время была высокоразвитая цивилизация и целый класс высокообразованных людей. Это полезно для здоровья, считают они. Многие употребляют различных животных, чтобы поддерживать здоровье организма. Никакого религиозно-мифического объяснения нет. Корейцы предпочитают есть собак специально выведенных на фермах пород, но это не значит, что дворняжка не может попасть в кастрюлю. Многие говорят о жестоком способе убийства собак, но почему не делают смертельную инъекцию коровам, свиньям и курицам? Наверное, голландцы тоже бы возмутились, если бы им сказали, что их национальные мельницы уже надоели», – рассказал историк.

Азиаты верят, что мясо собак повышает потенцию и лечит туберкулез, им страдают, например, многие сборщики риса, которые проводят большую часть времени, работая в воде. Подобные объяснения позволяют корейцам содержать собачьи рынки, от которых приходят в ужас туристы и все те, кому эта часть азиатской культуры не близка. Собак там держат, и правда, как скот. В тесных клетках по 20-30 животных, сидящих друг на друге. Забивают их прямо на глазах у покупателей. На сегодняшний день в Южной Корее более 17 тысяч промышленных собачьих ферм и жегодно забивается 2-2,5 миллиона собак.

Но даже такие условия жизни и смерти собак – результат борьбы зоозащитников, включая звезд первой мировой величины. Буквально 10 лет назад забой собак происходил прямо на улицах, а не в специально отведенном месте.

То, что корейцы, как и другие азиаты, откажутся в ближайшее время от мяса собак – маловероятно, считают корееведы. На сегодняшний день мясо собаки – еда праздничная, не входящая в ежедневный рацион, рассказал кандидат исторических наук Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Конастантин Асмолов.

«Корейцы давно реагируют на эти обвинения так: « . Ничего с этим сделать нельзя». Если во время Олимпиады 1988 года, когда корейцы больше зависели от внешнего мнения, они переименовали собачий суп в «суп долголетия» и убрали подобные рестораны с улиц, разместив их внутри переулков, а не на больших улицах, то сейчас корейская позиция сводится к следующему: «Мы никого не загоняем, ничего не делаем с особой жестокостью, не включаем эту еду в обязательную. Кто хочет оскорбляться – пусть оскорбляется, но оглядываться ни на кого мы не собираемся».

По ряду причин традиция поедания собак связана именно с Кореей. Все знают, что корейцы едят собак. Но собака – это еда для праздничных случаев. Всякого рода разговоры, что корейцы подсунут вам собачатину под видом свинины все равно, что предполагать, что они приготовят вам осетрину и выдадут ее за минтай. Собачье мясо не является едой повседневного рациона – это элитная еда для торжественных случаев. Но стоит это мясо не очень дорого», – сказал Асмолов.

При этом эксперт отмечает, что на сегодняшний день собак в Корее едят меньше, а сама тема часто становится лакмусовой бумажкой для СМИ и общественности. Корейское общество относится к обсуждению этой проблемы не агрессивно. Привыкли.

«Все эти вещи связаны с тем, что, по-первых, появилось более европеизированное поколение, для которых собака не еда, а предмет для «уси-пуси», а во-вторых, ушло поколение, которое помнит, то такое жить в деревне и там самим забивать домашний скот. Молодежь же привыкла, что колбаса чудесным образом производится в их холодильнике. Кроме того, поскольку корейское общественное мнение в эту сторону не очень агрессивно, то это хороший способ набирать очки на теме, которую ты можешь поднимать без существенного риска. Именно поэтому этот скандал не очень скандал. С одной стороны, зоозащитникам есть о чем беспокоиться, а с другой – много вы видели демонстраций за права французских лягушек? Обратите внимание, что по отношению к Китаю или Корее зоозащитники истекают пеной, а о других странах, где собак тоже едят, почему-то забывают», – отметил Асмолов.

Запрет на убийство собак был введен на Филиппинах, Сингапуре и Гонконге, однако, как эксперты утверждают, практического применения этот запрет не носит. Собак как убивали, так и убивают. Зато появился простор для общественно-политического маневра и работы черных рынков, которых не мало, а деятельность их регламентировать уже нельзя. Во Вьетнаме убивают собак даже больше, чем в Корее – порядка пяти миллионов в год, при этом там частенько пускают на мясо даже украденных собак. Уровень потребления собак сохранился и в Камбодже.

КАК В КИТАЕ ПРАЗДНУЮТ СМЕРТЬ СОБАК

Когда эксперты говорят об отсутствии обрядности в поедании мяса собак, они все же упускают одно важное мероприятие, которое проходит в Китае. Ежегодно в городе Юйлинь с 21 по 30 июня празднуют день летнего солнцестояния, самой главной традицией которого стало поедание мяса собаки. За 10 дней жители города забивают около 10-15 тысяч собак, веря, что отгоняют тепло летних месяцев.

В июне 2015 года в Великобритании подготовили петицию с требованием запретить фестиваль, инициатива собрала три миллиона подписей. Китайское правительство даже пошло навстречу общественности и запретило кровавый праздник. Однако это привело к тому, что граждане обвинили государство в пособничестве европейскому влиянию на страну. Правительство от запрета быстро отказалось, утверждая, что фестиваль в Юйлинь – слишком старая национальная традиция, а собак убивают в эти дни гуманно. Однако кадры, которые время от времени появляются в сети с фестиваля в Юйлинь, говорят об обратном. Радостные китайцы сидят за столиками и наблюдают, как убивают собак.