Понимание предлогов числа игры старшая группа покажи. Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей. Ориентировка в пространстве: наречия

Дидактические пособия по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР.

Большакова Лидия Михайловна

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад «Сказка» г.Надыма

Игры с предлогами

При формирование грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Значительную помощь учителю-логопеду при обучении детей использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи в соответствии с законами грамматики оказывают разнообразные дидактические игры.

Дидактическая игра «Бросайка»

Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД .

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле»

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: активизировать словарь по лексическим темам: «Мебель», «Грибы», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», соотносить предлог со схемой, составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки с тремя окошками и с двигающим вкладышем на примере математического Абака на котором изображена схема предлога, два окошка с опорными картинками и одно окошко пустое, детям предлагается подобрать предлог и придумать предложение. Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

Дидактическая игра «Веселая полянка»

Цель: активизация словаря по лексической теме «Насекомые», закрепление навыков употребления в речи предлогов.

Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Логопед манипулирует насекомыми (которые прикреплены липучкой), тем самым моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для ознакомления детей с пространственным значением предлогов «В гостях у Смешариков»

Дети дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи очень редко используют предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов.Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что лучше...

Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

предлагаемые дидактические игры и упражнения помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

Дидактическая игра "Найди предлог"

Цель: Уточнить умения детей различатьпространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА. Выделять эти предлоги в загадке.Развивать диалогическую речь. Формировать фонематические пре...

Лето – удобное время поработать над ориентировкой в пространстве. Ориентировка в пространстве – навык, базовый (подчёркиваю!) для любого обучения. Это значит: чему бы ребёнок не учился, навык ориентировки в пространстве будет ему помогать.

Именно поэтому он заслуживает большого и особого внимания.

Пространственная ориентировка у дошкольников

Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.

  1. малыш осваивает собственное тело (схему тела);
  2. потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
  3. далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
  4. к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.

Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.

Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:

  1. предлоги,
  2. наречия.

Предлоги в картинках

Обучение дошкольника (да и младших школьников) должно быть наглядным. Существует много разных вариантов графического изображения пространственных отношений. Они изображаются в виде карточек-схем.

Предлогов в русском языке много.

Не все они доступны дошкольникам. К школе полезно усвоить две группы.

  1. Предлоги, отражающие многообразные статические пространственные отношения предметов (в том числе и человека).
  2. Предлоги, передающие направление движения либо указывающие местонахождение предмета во время движения.

Предлоги в русском языке первой группы (статические)

Предлоги в русском языке второй группы (на движение)

Работая с предлогами, полезно соотносить карточки-схемы с картинками.

Игры на закрепление предлогов

Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре .

Подбери пару

Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.

Действие – карточка схема

Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: "где находится ручка?" и (если уместно) "откуда ручку достанем?"

  1. Ручка на книжке
  2. Ручка под книжкой
  3. Ручка в книжке
  4. Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
  5. Ручка над книжкой
  6. Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
  7. Ручка между книжками

Игра «Сделай по команде»

Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.

Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.

Малышам будет интересно посмотреть на видео

Ориентировка в пространстве: наречия

Этого слова пугаются все, кроме логопедов, потому что никто не помнит, что это такое есть. А на самом деле всё очень просто.

Наречия, которые полезно ввести в словарь подготовишек, – это слова, отвечающие на вопросы:

  1. Куда?
  2. Откуда?

«Пространственная» терминология окружает нас повсюду. Поэтому не требуется искать какой-то особый материал для занятий с детьми. Важно только учить детей использовать предлоги и наречия до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнение словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

  1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, около, возле; сложные предлоги: из-под, из-за).
  2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.
  3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.
  4. Составление предложных конструкций и простых распространенных предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность

Игры с предлогами

I. Игры с кубиками

Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.

Описание кубика. На гранях кубика изображены схемы предлогов.

Фото 1

Вариант кубиков:

  1. Предлоги: В, НА (Приложение 1 )
  2. Предлоги: В, НА, ИЗ (Приложение 2 )
  3. Предлоги: НАД, ПОД (Приложение 3 )
  4. Предлоги: ОТ, К, МЕЖДУ (Приложение 4 )
  5. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ЗА (Приложение 5 )
  6. Предлоги: ЗА, ИЗ-ЗА (Приложение 6 )
  7. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ПОД (Приложение 7 )

Ход игры:

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы кидать!

Ребёнок, на котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог “маленькое слово”, и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1:. Назови “маленькое слово”. Придумай предложение про игрушку, в котором будет это “маленькое слово” ….

Инструкция 2: Назови “маленькое слово”. Найди картинку с предложением, в котором есть это “маленькое слово” ….

Примечание: Вариантов заданий для игры могут быть следующими:

– действия с кубиком и игрушкой (мячик, карандаш, кукла и т.д.); выполнить действие по схеме, составить предложение;

– действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой;

– действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предлога (по схеме), показать соответствующую картинку; к картинке подобрать и показать на кубике схему; к выпавшей схеме подобрать картинки.

II. Игра “Чудесные часики

Оборудование: кубики с точками, часики со стрелкой и нарисованными схемами предлогов, игрушки, предметные картинки. (Приложение 8 )

Примечание: Варианты заданий для игры те же, что и в “игре с кубиками”.

Вариант I.

Ведущий кидает кубик с точками и передвигает стрелку на часах на столько делений, сколько точек выпадет на кубике. Когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором стрелка остановилась.

Вариант II.

Ведущий закрывает глаза, двигает стрелку на часах. Остальные дети считают до пяти, когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором остановилась стрелка.

III. Игра “Четыре картинки

Эту игру можно проводить с одним ребенком и с небольшой группой детей (2-4 человека)

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов (Приложение 9 ).

1. “Парные картинки”.

В игре участвуют все маленькие карточки. Ребенок подбирает 2 (сюжет и схему) карточки с одинаковым предлогом.

2. “Лото”

Вариант I.

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты. 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Вариант II

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте схемы. 16 маленьких карточек с изображением сюжета ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящая схема предлога.

Вариант III

Ведущий раздает детям по две карты (одна с изображением сюжетов, другая со схемами). 32 маленькие карточки ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящее изображение или схема.

Бардышева Наташа
Игры по теме «Предлоги»

ПРЕДЛОГИ

Маленькое слово.

Цель. Дать детям понятие о значении предлога на в речи .

Оборудование. Кубики, стул, стол.

Описание игры . Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание : «Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание.) Положи кубик. стул, (Ребенок не выполнил задания.)

Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, по очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». - «На» .

Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов .

Кто на чем поедет?

предлогом на .

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт» .

Описание игры . Логопед раздает детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают па вопрос логопеда : «На чем ты поедешь» , выделяя голосом предлог на .

Образец ответа : Я поеду на машине. И т. д.

Что где растет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед начинает фразу, дети ее заканчивают и повторяют целиком. Ромашки растут на. (лугу) . Орехи растут на. (дереве) . Яблоки растут на.. . (яблоне) . Цветы растут на. (клумбе) . Морковь растет на.. . (грядке) .

Кто где сидит?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом на .

Оборудование. Сюжетные картинки.

Описание игры . Логопед раздает детям сюжетные картинки и дает задание придумать предложение и ответить на вопрос : «Кто па чем сидит?» , выделяя голосом предлог на .

Белка сидит на ветке. Зайка сидит на траве. Птица сидит па сосне. Бабочка сидит на цветке. Нина сидит на стуле. Коля сидит на скамейке. Жучка сидит на коврике.

Где карандаш?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Карандаш.

Описание игры . Логопед говорит детям : «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом - в или на.

Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят : «В» . Логопед кладет карандаш на стол. Дети говорят : «На» . И т. д.

Игра с Петрушкой.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на , в.

Оборудование. Петрушка.

Описание игры . Логопед сообщает детям : «К нам в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят : «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т. д.

Поможем Незнайке.

Цель. Учить детей различать предлоги на и в в предложении .

Оборудование. Незнайка.

Описание игры . Логопед обращается к детям : «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения . Послушайте внимательно, все ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку».

Логопед читает предложения , составленные Незнайкой : «Цветы стоят на вазе» . - «Неправильно! Цветы стоят в вазе» . - - «На» и «в» .

«Маша с мамой идут на кино» . - «Неправильно! Маша с мамой идут в кино» . - «Какие слова перепутал Незнайка?» - «В» и «на» .

Аналогично проводится работа и с другими предложениями .

Выполни действие.

предложение с использованием предлогов на , в.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры . Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, дает задание одному ребенку. Он выполняет задание, логопед спрашивает детей, что он делает. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения , например : «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину» . - «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать» . И т. д.

Где мы были, что видели?

Цель. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов на и в .

Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.

Описание игры . Логопед раздает картинки и предлагает детям выполнить следующие задания :

1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки : грибы, ягоды, белка, еж.

2. Ответить на вопросы : «Где ты был? Что видел?» Образец ответа : Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.

Солнечный зайчик.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами на и в

Оборудование. Зеркальце.

Описание игры . Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение-считалку про Солнечный зайчик,

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям : «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался» .

Образец ответа : Зайчик на потолке. Зайчик в углу.

Что где лежит?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед раздает детям картинки и просит их придумать предложения , ответить на вопрос : «Где лежит?» Хлеб лежит. (в хлебнице) . Платок лежит. (в кармане) . Книги лежат. (в шкафу) . Карандаш лежит. (в пенале) . Лопатка лежит. (в ведре) . Овощи лежат. (в вазе) .

Транспорт.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Лото «Транспорт» .

Описание игры . Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздает большие карты : на одной нарисовано море, на другой - улица, на третьей - небо, па четвертой - рельсы, на пятой - шоссе. На маленьких карточках изображены : самолет, вертолет, автомобиль, велосипед и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием центральной карты.

Образец ответа : Мне нужен катер. Он плавает в море,

Кто где живет?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом в .

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Описание игры . Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает : «Кто это?» - «Собака» . - «Где жн-вет собака?» - «Собака живет в конуре» . - «Где живет белка?» - «Белка живет в дупле» . И т. д.

Что изменилось?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на.

Оборудование. Пирамидки, матрешки и другие игрушки.

Описание игры . На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играющих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовет ушедшего (водящего, предлагая внимательно посмотреть па игрушки. Затем спрашивает : «Что изменилось?» Ребенок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов , подчеркивая : «Матрешка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной».

Если ребенок не замечает изменений или отвечает неправильно, то ему еще раз дается попытка угадать.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в , на, с, из, под и различать их.

Оборудование. Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра) .

Описание игры . Дети сначала называют предметы . Педагог расставляет их на столе : посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения , начатые педагогом, с помощью вопросов : «Дед вышел (откуда) из избушки и сел (куда) на скамейку (под чем) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем) за птичкой (куда) на дерево. Но птичка улетела и села (куда) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого) на кошку, прогнала ее (куда) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем) с дедушкой пошли (куда) в избушку обедать».

Кто с кем?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.

Описание игры . Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детенышей и говорит : «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детеныша. Найдите детенышей и поставьте их с мамой».

Дети подбирают картинки с изображением детенышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки и задает им вопрос : «Кто с кем вышел гулять?»

Образец ответа : Лиса с лисенком (Лиса с лисятами) и т. д.

С чем корзинка?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Корзинки или картинки с изображением корзинки, наполненной грибами, орехами, ягодами.

Описание игры . Обращаясь к детям, логопед говорит : «Пошли дети в лес. А в лесу много грибов, орехов, ягод. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. По-смотрите, с чем у них корзинки».

Дети раскрывают свои корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например : «У меня корзинка с грибами» и т. д.

Что ты любишь?

Цель. Учить детей составлять распространенное предложение , пользоваться предлогом с .

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Логопед обращается к детям и говорит : «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»

Дети поочередно отвечают : «Я люблю хлеб с маслом» , «Я люблю хлеб с сыром» и т. д.

Какое слово пропущено?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с .

Оборудование. Картинки.

Описание игры . Логопед просит детей прослушать предложение и угадать , какое слово пропущено. Например : «Вышли на поляну медведь. медвежатами (с) «Вышли па поляну медведь с медвежатами» . «Маша принесла корзинку. яблоками (с) . Как надо правильно сказать?» - «Маша принесла корзинку с яблоками» .

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Описание игры . Дети прячутся в комнате. Водящий ищет, а когда находит ребенка, говорит : «Оля спряталась за стул» , «Витя спрятался за шкаф» и т. д.

Когда это бывает?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.

Описание игры . Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывая каждую часть, рассказывают ее содержание по картинке : весна, за весной - лето, за летом - осень, за осенью - зима.

Кто за кем?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом за .

Оборудование. Фишки или флажки.

Описание игры . Участники игры делятся па две команды. От каждой команды по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребенок-водящий - стоит спиной к своей команде. Педагог подает сигнал, по которому водящий быстро поворачивается лицом к своей команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подает сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй . команды.

Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки) . После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда-победитель .

Найди такое дерево.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами с , у.

Оборудование. Листья 3-4 знакомых видов деревьев.

Описание игры .

Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят : «С березы» , «С клена» и т. д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.

Вариант 2. Педагог раздает детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руке, и назвать его : «Такие же листья у березы, у клена» и т. д.

Где что растет?

Цель. Учить детей правильно употреблять предлог в с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование. Предметные картинки .

Описание игры . Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос : «Где это растет?» - дети должны указать : в лесу, в саду, в огороде и т. д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот , кто больше соберет картинок (или фишек) .

Образец речи : Груша (груши) растет (растут) в саду. И т. п.

Кто без чего?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом без с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Поломанные игрушки.

Описание игры . Логопед обращается к детям : «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?»

Заяц без чего? (Заяц без уха.)

Мишка без чего? (Мишка без лапы.)

Кукла без чего? (Кукла без волос.)

Лиса без чего? (Лиса без хвоста.)

Из чего сделан?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом из с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Описание игры . Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей : «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый» . Далее дети сами определяют , из чего сделаны игрушки, и составляют предложения .

У кого какие детеныши?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и их детенышей.

Описание игры . Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а у себя оставляет картинки с изображением взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает : «Жеребенок у кого?» Ребенок, у которого картинка с изображением жеребенка, должен ответить на вопрос : «Жеребенок у лошади» . За правильный ответ логопед отдает картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель .

Заботливые дети.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом о с существительными в предложном падеже .

Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за растениями, животными.

Описание игры . Логопед раздает детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы : «О чем заботятся дети? О ком заботятся дети?»

Образец ответа : Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.

Исправь ошибку.

Цель. Учить детей пониманию смысла предложения .

Оборудование. Фишки.

Описание игры . Логопед говорит детям : «Я буду читать вам предложения . Но в этих предложениях допущены ошибки , вы должны их исправить. Слушайте внимательно.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисуют папу.

Маша несет сумку в капусте».

За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Город Нижний Новгород МБДОУ № 2 "Берёзка"

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.

«Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно - дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

«Теремок»

Цели:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

«Заселите домики»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Воспитатель предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

«Прятки»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

«Зашифрованное письмо»

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка- схема предлога из-за - шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Ещё по данной теме: