Схемы предлогов. Игры с предлогами. I. Игры с кубиками

Дидактические пособия по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР.

Большакова Лидия Михайловна

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад «Сказка» г.Надыма

Игры с предлогами

При формирование грамматического строя речи детей с речевыми нарушениями большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Значительную помощь учителю-логопеду при обучении детей использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи в соответствии с законами грамматики оказывают разнообразные дидактические игры.

Дидактическая игра «Бросайка»

Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД .

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле»

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель: активизировать словарь по лексическим темам: «Мебель», «Грибы», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», соотносить предлог со схемой, составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки с тремя окошками и с двигающим вкладышем на примере математического Абака на котором изображена схема предлога, два окошка с опорными картинками и одно окошко пустое, детям предлагается подобрать предлог и придумать предложение. Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

Дидактическая игра «Веселая полянка»

Цель: активизация словаря по лексической теме «Насекомые», закрепление навыков употребления в речи предлогов.

Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Логопед манипулирует насекомыми (которые прикреплены липучкой), тем самым моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для ознакомления детей с пространственным значением предлогов «В гостях у Смешариков»

Дети дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи очень редко используют предложные конструкции, с трудом понимают значение предлогов.Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что лучше...

Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

предлагаемые дидактические игры и упражнения помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

Дидактическая игра "Найди предлог"

Цель: Уточнить умения детей различатьпространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА. Выделять эти предлоги в загадке.Развивать диалогическую речь. Формировать фонематические пре...

«Система игр

Выполнила:

на закрепление предлогов»

Учитель – логопед: Трясина Юлия Евгеньевна

Челябинская область

город Миасс

МКДОУ №18


У большего количества детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно право, лево); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений графической деятельности, конструктивной, игровой и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.


« В гостях у Мухомора»

Цели :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование этих предлоги в речи при составлении предложений;

2.Развитие умения словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Логопед предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.


«Федорино горе»

Цели :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование их в речи при составлении предложений;

2.Развитиеумения словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;

3.Закрепление и расширение пространственных наречий: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением посуды, которые спрятались на полке у Федоры; схемы предлогов.

Логопед вывешивает картинку, на которой Федора приглашает детей поиграть с ней в прятки. Дети отыскивают местоположение посуды с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, что, где спряталось. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

Что спряталось выше всех?

Что ближе к нам?


«Терем теремок»

Цели:

1.Отражение пространственных отношений между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

2.Учить различать предлоги под и над, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Логопед предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под мышкой?»


«Зашифрованное предложение»

Цель :

1.Обучение чтению графических схем с предлогами, использование этих предлогов в речи при составлении предложений.

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Логопед предлагает детям «прочитать» предложение. Например, карточка (кошка- схема предлога из-под –шляпа); ребёнок составляет предложение: «Кошка выглядывает из-под шляпы». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные предложения с известными ему предлогами.


«Заселите домики»

Цели:

1.Уточнение и дифференциация значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Логопед предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.


«Бросай – ка»

Цель:

1.Закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Оборудование : кубики на гранях которого изображены схемы предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.


«Весёлый паровозик»

Цель:

1. Закрепление предложно-падежных конструкций;

2. Дифференциация предлогов В, НА, ПОД,НАД.

Оборудование: На доске выставляется макет поезда, в каждом вагоне в окошечках предлоги.

Логопед говорит: - Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД. Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит под столом»


Спасибо за

Картотека игр, игровых упражнений для обучения детей

дошкольного возраста правильному употреблению предлогов.

    «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога на в речи.

Оборудование. Кубики, стул, стол.

Описание игры . Логопед вызывает одного из детей и даёт ему задание: «положи кубик на стол. (Ребёнок выполняет задание.) Положи кубик…стул. (Ребёнок не выполнил задания). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, но очень важное слова. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». – «На». Затем даются инструкции другому ребёнку. Аналогично даются понятия других предлогов.

    «Кто на чём поедет?»

Цель: «На»

Оборудование.

Описание игры . Логопед раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопросы логопеда: « На чём ты поедешь», выделяя голосом «на».

Образец ответа: Я поеду на машине. и.т.д

    «Что где растёт?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт»

Описание игры . Логопед начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.

Ромашки растут на ….. (лугу)

Орехи растут на…. (дереве)

Яблоки растут на …..)(клумбе).

Морковь растёт на … (грядке).

    «Кто где сидит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»

Оборудование. Сюжетные картинки.

Описание игры . Логопед раздаёт детям сюжетные картинки и даёт задание придумать предложение и ответить на вопрос: «Кто на чём сидит?» , выделяя голосом предлог « на»

Белка сидит на ветке.

Зайка сидит на траве.

Птица сидит на сосне.

Бабочка сидит на цветке.

Нина сидит на стуле.

Нина сидит на стуле.

Коля сидит на скамейке.

Жучка сидит на коврике.

    «Где карандаш?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На»

Оборудование. Карандаш.

Описание игры . Логопед говорит детям: «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом – в или на.

Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят: «В ». Логопед кладёт карандаш на стол. Дети говорят : «на» И т.д.

    «Игра с Петрушкой»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На»

Оборудование. Петрушка

Описание игры . Логопед сообщает детям: « К нам в гости пришёл Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т.д.

    «Поможем Незнайке»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На в предложении»

Оборудование. Незнайка

Описание игры . Логопед обращается к детям: «ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Логопед читает предложения, составленные Незнайкой: Цветы стоят на вазе». – «Неправильно! Цветы стоят в вазе». – «Какие слова перепутал Незнайка?» - «На» и «В».

«Маша с мамой идут на кино». – «Неправильно! Маша с мамой идут в кино». – Какие слова перепутал Незнайка?» - «В » и «На». Аналогично проводится работа с другими предложениями.

    «Выполни действие»

Цель: на, в

Оборудование. Игрушки

Описание игры . Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, даёт задание одному ребёнку. Дети строят свой ответ в виде распространённого предложения, например: «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину». – «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать». И т.д.

    «Где мы были, что видели?»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов на, в

Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.

Описание игры . Логопед раздаёт картинки и предлагает детям выполнить следующие задания:

    Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки: гриба, ежа, ягоды, белка, ёж.

    Ответить на вопросы: «Где ты был? Что ты видел?»

Образец ответа: Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.

    «Солнечный зайчик»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На.

Оборудование. Зеркальце

Описание игры . Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идём его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте, куда он спрятался».

Образец ответа : «Зайчик на потолке. Зайчик в углу.

    «Что где лежит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» .

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры . Логопед раздаёт картинки и просит их придумать предложения, ответить на вопрос: «Где лежит?»

Хлеб лежит… (в хлебнице).

Платок лежит…. (в кармане)

Книги лежат… (в шкафу)

Карандаш лежит …. (в пенале).

Лопатка лежит… (в ведре).

Овощи лежат… (в вазе).

    «Угадай, что изменилось?»

Цель: «В», «На», «ПОД» .

Оборудование. Игрушки

Описание игры .

Педагог назначает ребёнка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещённых на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь под столом: домик стоял посередине стола, а теперь – под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.

Образец ответа: Кубик стоит на столе. Кубик стоит под столом. Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.

    «Транспорт»»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в» , «на».

Оборудование. Лото «Транспорт».

Описание игры . Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздаёт большие карты: на одной нарисовано – море, на другой – улица, на третьей – небо, на четвёртой – рельсы, на пятой – шоссе. На маленьких карточках изображены: самолёт, вертолёт, автомобиль, велосипед и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием карты.

Образец ответа: Мне нужен катер. Он плавает в море.

    «Кто где живёт?»»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в».

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Описание игры . Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». – «Где живёт собака?» - «Собака живёт в конуре». – «Где живёт белка?» _ «Белка живёт в дупле» и т.д.

    «Села птичка на окошко»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на».

Оборудование. Вырезанная из картона птичка.

Описание игры . Дети сидят на стульях. Педагог держит птичку у окна и произносит всем знакомое четверостишье:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай,

Улетает птичка…,Ай!

Дети внимательно следят за птицей. Логопед спрашивает: «Куда села птичка?» Дети полным предложением: «Птичка села на стол» (на пол, на шкаф и т.д.)

    «Что изменилось?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в» «на».

Оборудование. Пирамидки, матрёшки и другие игрушки.

Описание игры . На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играющих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовёт ушедшего (водящего), предлагая внимательно посмотреть на игрушки. Затем спрашивает: «Что изменилось?» Ребёнок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов, подчёркивая: «Матрёшка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной»

Если ребёнок не замечает изменений или отвечает неправильно, то ему дается ещё одна попытка угадать.

    «Скажи, куда мы положили»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под»

Оборудование. Игрушки, мелкие предметы.

Описание игры . Один ребёнок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки (предметы). По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где он находился. Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: Мяч под…. , мяч за…., и т.д.

    «Дополни»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом « в », «на», «с», «из», «под» и различать их.

Оборудование. Избушка, дерево. Скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка) реквизиты и игрушки кукольного театра)

Описание игры . Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда? На дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла откуда?) из избушки бабушка, и дедушка её обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать».

    «Кто с кем?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «с»

Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей

Описание игры . Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детёнышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает на столе). Каждая мама позвала к себе своего детёныша. Найдите детёнышей и поставьте их с мамой». Дети подбирают картинки с изображением детёнышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки, и задаёт им вопрос: «Кто с кем вышел погулять?»

Образец ответа: Лиса с лисёнком.

    «С чем корзинка?»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения с предлогом «с»

Оборудование. Корзинка или картинка с изображением корзинки, наполненной грибами, орехами, ягодами.

Описание игры . Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Пошли дети в лес. В лесу много грибов, ягод, орехов. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. Посмотрите с чем у них корзинки». Дети раскрывают корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например: «У меня корзинка с грибами» и т.д.

    «Что ты любишь?»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения, пользоваться предлогом «С»

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры . Логопед обращается к детям и говорит: «Я люблю хлеб с вареньем, а вы? Дети поочерёдно называют: «Я люблю хлеб с маслом», «Я люблю хлеб с сыром». И т.д.

    «Какое слово пропущено?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «с»

Оборудование. Картинки .

Описание игры . Логопед просит детей прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено. Например: «Вышли на полянку медведь….медвежатами (с). Как надо правильно сказать?» - вышли на полянку медведь с медвежатами».

«маша принесла корзинку… яблоками (с). Как надо правильно сказать?» . «Маша принесла корзинку с яблоками».

    «Прятки»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за».

Описание игры . Дети прячутся в комнате. Водящий ищет, а когда находит ребёнка, говорит: «Оля спряталась за стул», «Витя спрятался за шкаф».

    «Когда это бывает?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за»

Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.

Описание игры . Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывают каждую часть, рассказывают её содержание по картинке: весна, за весной – лето, за летом – осень, за осенью – зима.

    «Кто за кем?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за»

Оборудование. Фишки или флажки

Описание игры . Участники игры делятся на две команды. От каждой команда по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребёнок – водящий – стоит спиной к своей команде. Педагог подаёт сигнал, по которому водящий быстро поворачивается лицом к своей команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подаёт сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй команды. Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки). После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда – победитель.

    «Найди такое дерево»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у»

Оборудование. Листья 3-4 знакомых видов деревьев.

Описание игры . Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: « берёзы», « С клёна» и т.д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.

Вариант 2 Педагог раздаёт детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как и у них в руке, и назвать его «Такие же листья у берёзы, у клёна» и т.д.

    «Где что растёт?»

Цель: учить детей правильно употреблять предлог «в» с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа

Оборудование. Предметные картинки

Описание игры Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос: «Где это растёт?» - дети должны указать: в лесу, в саду, в огороде и т.д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот, кто больше соберёт картинок (или фишек)

Образец речи: Груша (груши) растёт (растут) в саду. И т. П

    «Ключи»

Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом «у»

Описание игры. Дети становятся в круг. Водящий приходит к одному из стоящих в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети (у Вани). Когда водящий отходит к указанному ребёнку, дети за его спиной меняются местами. В это время водящий должен постараться встать на место одного из пренебрегающих. После этого игра возобновляется.

    «Определи место игрушки»

Цель: учить детей правильно употреблять предлоги «с», «за».

Оборудование. Игрушки, предметы обихода.

Описание игры. Педагог расставляет на столе игрушки таким образом, чтобы несколько игрушек стояло в ряд, а часть находилась сзади. Вызывая одного ребёнка, спрашивает: « Рядом с чем стоит машина?» - « Машина стоит рядом с куклой». Затем педагог задаёт следующий вопрос: «За какой игрушкой стоит пирамида?» - «Пирамида стоит за мишкой».

    «Кто без чего?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в род. падеже.

Оборудование. Поломанные игрушки..

Описание игры. Логопед обращается к детям: «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?

Заяц без чего (заяц без уха)

Мишка без чего (Мишка без лапы.)

Кукла без чего? (кукла без волос)

Лиса без чего? (Лиса без хвоста.)

    «Кто без чего?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Описание игры. Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны игрушки, и составляют предложения.

    «У кого какие детёныши?»

Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и и их детёнышей.

Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки с изображением детёнышей, а у себя оставляет взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает: «Жеребёнок у кого?» Ребёнок, у которого картинка с изображением жеребёнок у лошади». За правильный ответ логопед отдаёт картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель.

    «Где что находится?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на»

Описание игры. Логопед называет детям предметы, которые должны храниться в определённых местах (платья, чашки, ложки, обувь, кастрюли, игрушки). А дети должны ответить: « Платья висят на вешалке» и т.д.

    «Заботливые дети»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «о» с существительными в предложном падеже.

Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за растениями, животными.

Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы: « О чём заботятся дети? О ком заботятся дети?»

Образец ответа: Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.

    «Исправь ошибку»

Цель: учить детей пониманию смысла предложения.

Оборудование. Фишки.

Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их справлять. Слушайте внимательно. Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идёт по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисуют папу.

Маша несёт сумку в капусте».

За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Лето – удобное время поработать над ориентировкой в пространстве. Ориентировка в пространстве – навык, базовый (подчёркиваю!) для любого обучения. Это значит: чему бы ребёнок не учился, навык ориентировки в пространстве будет ему помогать.

Именно поэтому он заслуживает большого и особого внимания.

Пространственная ориентировка у дошкольников

Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.

  1. малыш осваивает собственное тело (схему тела);
  2. потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
  3. далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
  4. к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.

Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.

Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:

  1. предлоги,
  2. наречия.

Предлоги в картинках

Обучение дошкольника (да и младших школьников) должно быть наглядным. Существует много разных вариантов графического изображения пространственных отношений. Они изображаются в виде карточек-схем.

Предлогов в русском языке много.

Не все они доступны дошкольникам. К школе полезно усвоить две группы.

  1. Предлоги, отражающие многообразные статические пространственные отношения предметов (в том числе и человека).
  2. Предлоги, передающие направление движения либо указывающие местонахождение предмета во время движения.

Предлоги в русском языке первой группы (статические)

Предлоги в русском языке второй группы (на движение)

Работая с предлогами, полезно соотносить карточки-схемы с картинками.

Игры на закрепление предлогов

Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре .

Подбери пару

Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.

Действие – карточка схема

Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: "где находится ручка?" и (если уместно) "откуда ручку достанем?"

  1. Ручка на книжке
  2. Ручка под книжкой
  3. Ручка в книжке
  4. Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
  5. Ручка над книжкой
  6. Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
  7. Ручка между книжками

Игра «Сделай по команде»

Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.

Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.

Малышам будет интересно посмотреть на видео

Ориентировка в пространстве: наречия

Этого слова пугаются все, кроме логопедов, потому что никто не помнит, что это такое есть. А на самом деле всё очень просто.

Наречия, которые полезно ввести в словарь подготовишек, – это слова, отвечающие на вопросы:

  1. Куда?
  2. Откуда?

«Пространственная» терминология окружает нас повсюду. Поэтому не требуется искать какой-то особый материал для занятий с детьми. Важно только учить детей использовать предлоги и наречия до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.