Здания разных эпох. «Стили архитектуры

Урок 15-16 по МХК по теме: «Стили архитектуры»

Мы продолжаем разговор по архитектуре. Это – одно из самых сложных для понимания жанров художественного искусства, т.к. оно связано с математическим расчетом при постройке, с расчетом прочности здания, а также содержит художественную особенность, относится к определенному стилю – совокупность характерных черт и признаков . Давайте разбираться, что же это такое, какие черты и признаки относятся к какому стилю, и какие стили существуют в архитектуре.

Архитектуру называют «каменной летописью мира», «каменной симфонией», «музыкой в камне». Сегодня мы совершим с ваши погружение в историю и познакомимся с архитектурными стилями, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем.

Основные стили :

1. Канонический – 4тыс.до н.э. – 332г.до н.э. – стиль Древнего Египта , обожествление власти фараона и вера в загробную жизнь. Это пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке .

2. Классический – стиль античного периода истории (8в. до н.э. – 5в. н.э.) в Греции и Риме. Лёгкая, стройная архитектура Древней Греции с духом героики и значимости человека. Этот стиль поэтичен, изящен, гармоничен и прост. Например, Парфенон, Эрехтейон . У римлян же появляются новые архитектурные конструкции: арки и своды. Появляются колонны, акведуки, термы, форумы, базилики. Например, Триумфальная арка Константина, Колизей, Пантеон. Именно простота и изящество привлекали архитекторов последующих эпох к повторению черт – так появляется классицизм .

3. Романский стиль – Западная Европа средние века, 11-12 века . Это стиль Франции, Германии. Это архитектура толстых стен и узких окон-бойниц в монастырях, крепостной характер. Это тяжелые своды, грузные башни и массивные выступы стен из тёсанного камня. Например, церковь Нотр-Дам ля Гранд

4. В 13-14 веках появляется готический стиль в Европе , основой которого является каркас . Появляются огромные проемы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы соборов. Характерна каменная резьба и скульптура. Преобладают вертикальные линии, впечатление – устремленность вверх – к небу, к Богу. Например, Собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне.

5. Древнерусский стиль – 9-15веков в Древней Руси . Соединил в себе византийские художественные вкусы (после принятия христианства) и национальные черты из деревянного зодчества. Это – величавая простота крепостных сооружений и нарядная декоративность церквей. Например, храм Святой Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, макет церкви дворца в Коломенском. Во время феодальной раздробленности 11-12 веков сохраняется единый русский стиль с местными традициями (архитектура Суздаля, Пскова, Владимира ). С созданием централизованного государства перестраивается ансамбль Московского Кремля по идее «Москва –третий Рим».

6. Ренессанс – эпоха Возрождения 14-16 века. в Европе. Зарождается в Италии, связан со светской культурой, пронизан идеями гуманизма, интересом к античной истории и архитектуре. Отсюда, монументальность, величие (от римлян) и греческое изящество, гармония. Появляется этаж – преобладают спокойные горизонтальные членения итальянских дворцов. Примеры: храм Санта Мария дельФьоре во Флоренции, палаццо Ручелан, капелла Пацци.

7. Барокко – также зародился в Италии – причудливый, странный, динамичный, беспокойный, пластичный стиль. 16-18 века. Это криволинейные и дугообразные формы, городские и дворцово-парковые ансамбли. Примеры: Собор Святого Петра в Риме, ансамбли архитектора Растрелли: Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец.

Екатерининский дворец. Предхорная
Архитекторы: М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли
Дата создания: 1724 г.-1756 г.
Местонахождение: Царское село, г. Пушкин, Ленинградская обл.

8. Классицизм – в Европе 17-19 веков. Величавый стиль абсолютных монархий, опора – на античное наследство и достижения Возрождения. Симметрия, торжественная строгость, благородная простота. Примеры: Дворцовый ансамбль Версаля, ансамбль стрелки Васильевского острова, Казанский собор в Санкт-Петербурге.

9. Рококо (раковина) 18 век, Франция – стиль оформления внутренних покоев при дворе короля Людовика 15. Это вычурность, утонченность, витиеватость убранства. Пример – дворцовые интерьеры Зимнего дворца.

10. Ампир (стиль империи) – Франция конца 18века после революции. Это стиль эпохи Наполеона . Триумфальные арки, колонны, обелиски. Это суховатый академизм, холодное величие, изолированность от окружающей среды и отсутствие декора. Арка Звезды в Париже, здание Главного штаба в Петербурге.

11. Во 2 -й половине 19 века смешение архитектурных стилей привело к появлению эклектизма.

12. Конец 19-начало 20 века – модерн обтекаемые очертания здания, изгибающиеся линии орнамента. Дом Сытина, особняк Рябушинского в Москве.

13. 20 век – Европа и Америка – современный стиль это и конструктивизм , который не прячет конструкцию здания, и функционализм – «в пользе красота». Это и органический стиль Райта Ф.Л. – плавные формы природы. Это и всевозможные ретро – архитектурные воспоминания. Это и хай-тек – громоздкость и обилие стекла и пластика.

В некоторые эпохи соседствовали несколько стилей разом (Европа нового времени и особенно 19 век). Интересны современные стили, с использованием новых технологий и материалов, покрытий.

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к основным архитектурным стилям – презентация к уроку 15-16.

Вопросы и задания :

1. Что такое стиль?

2. Почему архитектуру называют каменной летописью мира?

3. Что отпечаталось, повлияло на формирование архитектурных стилей? Приведи примеры.

4. Какой из стилей понравился тебе больше всего? Почему? Подобрать иллюстрации понравившегося стиля.

5. Выписать в тетрадь стили, даты их создания и ключевые слова по каждому стилю.

6. К каким стилям можно отнести следующие объекты?

1.2.

3.

4. 5.

6 7

7.89. 10 11. 12

Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура - это огромная каменная книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни человечества. Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени.

Каждой исторической эпохе присущ свой стиль. Давайте совершим небольшое путешествие во времени и пространстве и познакомимся с архитектурными стилями различных эпох, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем.

Впервые формирование стиля происходит в Древнем Египте (IV тыс.до н.э.-332 г. до н.э.), архитектура которого увековечила обожествленную власть фараона и веру в загробную жизнь. Этот стиль называется канонический . На левом берегу Нила высятся гигантские гробницы-пирамиды, которые даже на расстоянии подавляют мощью,грандиозностью, геометризмом форм, тяжестью материала.

Эти черты характерны и для египетских храмов со строгой симметрией, с аллеями повторяющихся сфинксов, с гипостильными залами с рядами гигантских колонн в виде стеблей и цветков лотоса и папируса.

Классический стиль вырабатывался в период античности (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) в Греции и Риме. Легкая, стройная архитектура Древней Греции несет в своем художественном строе иной дух — дух героики и значительности человека. «Человек — мера всех вещей» — вот девиз всего искусства Эллады, которое в отличие от египетского соразмерно человеку. Архитектурный стиль Древней Греции поэтичен, изящен, гармоничен и прост. Главное достижение греческих зодчих — создание ордера. На основе ордерной системы возник универсальный архитектурный язык, на котором говорит человечество более двух тысяч лет.

Практичность суровых римлян сказалась и на архитектуре Древнего Рима. Римляне создали новые архитектурные конструкции: арки и своды, которые сочетали с греческим ордером. На основе новых конструкций были созданы триумфальные арки и колонны, акведуки, термы, форумы, базилики. Так римляне обогатили приемы древнегреческих зодчих новыми инженерными идеями. Большинство сооружений императорского Рима отличалось торжественностью и мощью, практичностью и рационализмом.

Романский стиль возник в Западной Европе в средние века (XI-XII вв.). Его родиной была Франция.Он получил широкое распространение в Германии. Суровая архитектура того времени — это архитектура толстых стен и узких окон-бойниц в монастырях, замках, храмах. Все постройки носят оборонительный, крепостной характер. Основными конструктивными и художественно-выразительными элементами являются стена и крестовый свод. Это архитектура тяжелых сводов, грузных башен и массивных выступов стен из тесаного камня.

На смену феодальной раздробленности в Западной Европе в XIII-XIV вв. приходит период возникновения централизованных государств. Развивающийся средневековый город уже не устраивает тяжеловесная громоздкость романских построек.

Новые архитектурные задачи решает готический стиль, конструктивной основой которого становится каркас. Стена теперь не является несущей конструкцией. Вместо глухих стен с монументальными росписями появляются огромные проемы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы готических соборов. Богато украшенные каменной резьбой и скульптурой, они кажутся легче, стройнее, изящнее, ажурнее. Преобладание вертикальных линий создает впечатление устремленности вверх — к небу, Богу.

В Древней Руси в IX-XV вв. выработался свой, особый, древнерусский стиль. Киевская Русь приняла христианскую религию в лоне византийской культуры и вместе с ней — византийские художественные вкусы. Но русские зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота крепостных сооружений и нарядная декоративность церквей.

Несмотря на феодальную раздробленность Руси, архитекторы XI-XII вв. сохранили единый русский стиль, обогатив его местными художественными традициями (архитектура Суздаля, Пскова, Владимира, Новгорода). С образованием централизованного русского государства перестраивается ансамбль Московского Кремля, который должен был соответствовать идее «Москва — третий Рим».

В эпоху Возрождения (XV — XVI вв.) в Италии зародился и расцвел стиль ренессанс . С XII в. здесь постепенно формируется светская культура, которая следует гармонии античного зодчества, утверждает идеалы гуманизма, проникается интересом к реальному миру, к человеку. Монументальность, величие, заимствованные у Древнего Рима, и греческое изящество, уравновешенность, согласие частей и целого, гармония — все это характеризует стиль эпохи Возрождения. Важным достижением мастеров Возрождения было создание такой архитектурной формы как этаж. Именно этим обусловлено преобладание спокойных, горизонтальных членений на фасадах итальянских дворцов времен ренессанса. В Италии зародился, а затем распространился в Европе, а позже пришел и в Россию стиль барокко — причудливый, странный. Спокойный ренессанс сменяет внешне парадный, динамичный, беспокойный, пластичный стиль барокко. Здания этого стиля богато украшаются лепниной, живописью, скульптурой. В их оформлении преобладают криволинейные и дугообразные формы. Стремление к единству фасада и окружающего его пространства привело к созданию в эпоху барокко замечателвных городских и дворцово-парковых ансамблей.

Классицизм (лат. classicus — образец) господствовал в Европе с XVII по XIX век.Этот величавый стиль периода абсолютных монархий впервые сложился во Франции и удовлетворял вкусам королевского двора. В классицизме исполвзовались античное наследие и достижения Возрождения. Для этого стиля характерны безукоризненная симметрия, торжественная строгость, благородная простота и спокойное величие.

Стиль рококо (франц. rocaille — раковина) возник во Франции в XVIII веке как стиль оформления внутренних покоев при дворе короля Людовика XV, где царили расточительность, праздность, погоня за удовольствиями. Этот стиль представляет собой крайнее выражение декоративных тенденций барокко. Рококо придавал вычурность, утонченность и витиеватость убранству помещений и мебели.

После победы буржуазной революции во Франции наступает последний этап классического стиляампир (стиль империи). Это стиль эпохи Наполеона, победы которого возвеличиваются как победы римских императоров. Появляются триумфальные арки, колонны, обелиски. Для ампира характерны суховатый академизм, холодное величие, изолированность от окружающей среды, отсутствие декора.

Во второй половине XIX века начался стилевой кризис в архитектуре. Для этого времени характерно возвращение к приемам и вкусам прошлого, смешение различных архитектурных стилей, получившее название эклектизм. Но вскоре была сделана попытка создать новый стиль.Так родился модерн (конец XIX. — начало XX в.). В смягченных, обтекаемых очертаниях зданий, как и в манерных, плавно изгибающихся линиях орнамента, воплотились характерные представления того времени о новых конструктивно-пространственных решениях архитектуры.

В XX веке в Европе и Америке вырабатывается современный стиль (конструктивизм, функционализм, органическая архитектура и всевозможные ретро). Архитектурный стиль конструктивизм (и производный от него функционализм) не прячет конструкций здания, а выявляет в них присущую архитектуре красоту. Ярче всего черты этих стилей проявились в построенных в 20-30-х годах XX в. многоэтажных конторских и торговых зданиях и многочисленных загородных виллах. Главой нового течения становится швейцарец Шарль Ле Корбюзье. «Дом —это машина для жилья», — говорит он. Другими словами, в пользе — красота. Польза становится идеалом новейшего времени наряду с природой. Осмысливая красоту природы, архитекторы обращаются к плавным органическим формам.

Главным представителем органического стиля был Ф. Л. Райт. И, наконец, человечеству свойственно время от времени тосковать о прошлом — и архитектурные воспоминания воплощаются в архитектурных вариациях стиля ретро.

Итак, мы познакомились с важнейшим понятием — архитектурный стиль. Мы успели охватить не все стили, а лишь важнейшие главы каменной летописи человечества — великие исторические стили мировой архитектуры. Более подробно о каждом архитектурном стиле мы будем рассказывать в последующих публикациях.

* Права на данные изображения принадлежат их авторам.

Тема урока: «Классификация архитектурных стилей»

Цель урока : Познакомить учащихся с периодами становления архитектуры.

Раскрыть художественный образ архитектурных стилей и их взаимосвязь.

Развивать мыслительные способности, связную монологическую речь.

Воспитывать интерес к достижением мирового искусства.

Тип урока: урок введения в тему

Оборудование: иллюстрации архитектурных сооружений.

Ход урока

I. Мы сегодня продолжаем изучать « Язык архитектуры». Тема нашего урока «Кассификация архитектурных стилей». Сегодня мы проследим становление архитектуры, которая прошла четыре эпохи: эпоха Древнего мира, эпоха средних веков, эпоха Нового времени, эпоха Новейшего времени. Каждой эпохе соответствуют определённые архитектурные стили.

Урок будет проходить в ыорме деловой игры, на которой присутствуют представителижурналов: «Современник», «Машина времени», «Одиссей», «Волшебный лабиринт». Каждый журнал выбрал эпоху, которую буде сегодня освещать. В своих работах вам надо было ответить на следующие вопросы:

1. Как развивалась архитектура, начиная с Древнейших цивилизаций и заканчивая нашим временем?

2. Каковы отличительные особенности становления архитектурных стилей?

3. Назовите архитектурные сооружения, относящиеся к данным стилям.

Первая эпоха - эпоха Древнего мира. (IV тыс. до н. э. - IV в. н.э.)

Слово предоставляется корреспондентам журнала «Современник».

(творческие работы чуащихся)

После невиданного в истории разгрома Рима, которому подвергали его вандалы, когда все культурные ценности были вывезены, а которые нельзя было увезти с собой уничтожили. Последний римский император низложен во всемирной истории стал концом Древнего мира, концом рабовладельческой, социально политической формции и началом средневекового периода.

Периода, где главная роль принадлежит христианской религии. Влияние церкви сказывается в науке, образовании, искусстве. Христианство утверждает иную систему ценностей, которая отрицает вечность мира и признаёт ролб Бога - творца как создателя всего сущего и самого человека.

Как развивалась архитектура в Средние века нам расскажут «журналисты» «Волшебного лабиринта»

(творческие работы учащихся)

В средние века сосредоточением культуры, в том числе художественной, были феодальный замок, храм и монастырь. Но с течением времени жизнь изменялась, возникали города, в них мануфактуры, развивался торговый обмен. Новые условия жизни породили и новое мышление, в основе которого лежало светское вольномылие, противостоящее господствующему религиозному. Возрождая античные формы, художники утверждали при этом нравственную основу и эстетическую ценность личности, т. е. наступала эпоха нового времени.

Что нового, интересного происходило в становлении архитектуры в эпоху Нового времени нам расскажут журналисты «Одиссея».

(творческие работы учащихся)

Рубеж XIX - XXв. в. был началом преобразований всех сторон жизни - от научного знания до коллективного поведения, от религиозной деятельности до художественного восприятия. Важнейшими установками этого времени являлись - подчёркнутый индивидуализм, космополитизм, изащрённость, изысканность форм.

Новые и новые открытия в различных областях естествознания всё больше воздействуют на развитие ведущих отраслей промышленности.

Научно - техническая революция являлась следствием высокого уровня развития науки и производства.

Так начиналась эпоха Новейшего времени. Слово предоставляется журналу «Машина времени».

(творческие работы учащихся)

II. Работа с таблицей «Классификация архитектурных стилей»

III. Повторение пройденного материала.

(письменные ответы учащихся)

1. Система зданий и сооружений организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.

2. Назовите основные виды архитектуры.

3. Назовите основные архитектурные конструкции.

4. Каковы главные «буквы» языка архитектуры.

5. Определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно - балочной конструкции, их сруктура и художественная обработка.

6. Назовите класические архитектурные ордера.

7.Общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленных единством идейно - художественного содержания.

8.Основные требования к архитектуре.

IV. Заключительная часть.

Сейчас вы вспомните все, что услышали, просмотрите записи в тетрадях и ответте на вопрос:

Не осталось ли вопросов, на которые вы не получили ответ.

Классификация архитектурных стилей

название стиля

характеристика стиля

Канонический

4тыс. до н. э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)

Классический

8 в до н. э.-

5 век н. э.

Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих - создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.

Романский

Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство - стела с узкими проёмами - крестово - купальная система. Толстые стены, узкие окна - бойниц в монастырях и замках.

(Собор в Вормсе)

Готический

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами . Вытягиваются и ппринимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, В Кёльне)

Древне - русский

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

(храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли,

Дмитриевский собор во Владимире)

Ренессанс

Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением - создание новой архитектурной формы - этажа.

(храм Санта - Мария дель Фьоре, Палацои Ручелаи)

Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой.

(Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж)

Классицизм

«Классиус» - образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность.

(дворцовый анчсамбль Версаля, стрелки Васильевского острова, Казанский собор)

«Рокайль» - раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. Стиль оформления внутренних покоев при дворе Людовика 15.

(Овальный зал отеля Сибуз, двоцовые интерьеры Зимнего дворца)

Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие.

(арка звёзд в Париже, здание главного штаба в Петербурге)

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгебающиеся линии орнамента, внешняя декоративность.

(дом Сытина, Рябушинского)

Современный

(контруктивизм,

органика,

ретро)
20 век

Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы , абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций.

Современной архитектурно-искусствоведческой литературы и журналистики изобилует большим количеством терминов, которые у всех на слуху, но истинный их смысл понятен далеко не каждому. Наряду с основополагающими понятиями художественного образа, формы и содержания, в статьях об архитектуре и изобразительном искусстве фигурируют термины и определения стиля, течений и направлений в искусстве.

В любой области знания существует специфический метаязык со своими терминами, определениями и понятиями. Потребность в такого рода языке складывается у авторов и читателей, не желающих тратить силы и время на описание того, что большинством определяется и понимается достаточно однозначно. Область искусствознания исключением не является. Так, одним из значений термина стиль является общий тон и колорит художественного произведения.

В широком контексте понятие стиль трактуется как метод построения художественного образа и, следовательно, принцип мироотношения архитектора или художника , которые в завершительной фазе творческого процесса как бы выступают на поверхность произведения в качестве зримого и ощутимого единства всех главных моментов художественной формы. Последнее определение распространяется и на так называемые "стили эпохи" (романский, готический и пр.), и на национальные стили (русский, английский и пр.), и на стили различных течений и направлений (конструктивизм, неопластицизм и пр.), и индивидуальные стили архитекторов и художников.

Течения и направления - понятия, которые обозначают возникающее на определенной стадии художественного процесса единство ведущих духовно-содержательных и эстетических принципов, охватывающее творчество многих архитекторов и художников (групп, школ). Нередко течение отождествляют с художественной школой или группировкой, а направление - с художественным методом и стилем.

Казалось бы, приведенные выше мудреные дефиниции лишь осложняют процесс понимания и интерпретации произведения искусства. Тем не менее, без них профессионально судить об искусстве в той или иной его форме не получается. Ни у тех, кто это искусство творит (архитекторов, художников), ни у тех, кто его интерпретирует (искусствоведов, журналистов), ни у тех, кто плодами этого искусства пользуется (владельцев произведений архитектуры и изобразительного искусства). Стало быть, у всех участников художественной коммуникации выход один - усвоить художественный метаязык и те его ключевые понятия, без которых серьезное общение становится невозможным, и произведение архитектуры и изобразительного искусства остаётся непознанной "вещью в себе".

Творцы пещерных петроглифов и те, кто были их первыми зрителями, пользовались счастливой возможностью общаться без излишних слов, основываясь лишь на интуитивном постижении сущности произведения искусства. Интуитивный способ постижения сути творения художника доминирует в массе и по сей день. Художественно чуткие люди, даже не обладая соответствующим образованием, безошибочно отличат прекрасное от безобразного. Однако же личностный и общественный прогресс выражается также и в умении рационально анализировать произведение искусства в определенном культурном контексте, что является частью художественной коммуникации. Такое умение приобретается в процессе обучения и приходит с практикой. Те, кто сегодня стоит перед выбором стиля, в котором должны быть спроектированы и построены их дом и сад, подчас вынуждены садиться за парту, чтобы полноправно участвовать в процессе художественной коммуникации, и в этом сказывается веяние времени.