К чему приводит безделье. Почему опасно безделье? Как бороться с ленью и апатией

Человек – существо свободное и никому, кроме родителей, подаривших жизнь, ничего не должное. Хотя, если подумать, он не просил маму с папой приводить его в этот мир, но раз уж так вышло… В целом, человеку свойственно вести себя плохо, хулиганить по мелочи и ради забавы нарушать установленные законом и обществом правила. Трудиться его не заставишь, читать – тем более, отсюда – пустое и бесполезное сжигание кислорода неказистым представителем разумных существ.

Атрофия мышц – лишь малая доля неприятностей, связанных с ленью. Отсутствие стремлений и минимальный уровень физической активности могут привести к депрессивным состояниям, от которых некогда страдать человеку занятому.

Распространенный спутник лени – ожирение – дает повод подумать, что представители «ленивцев» среди людей без энтузиазма относятся не только к любому виду деятельности, но и к состоянию своего здоровья. А как же, ведь чтобы съесть что-нибудь вкусное и полезное, нужно приложить усилия и приготовить пищу, на что у ленивого человека нет ни времени, ни желания.

От лености физической до ухудшения мыслительных способностей – полшага. Лень приводит к морально-этической переориентации и утрате прежних внутренних ценностей. Человек без духовных и интеллектуальных ориентиров склонен заполнять существующую пустоту ценностями массового характера, порожденными телевидением и сферой шоу-бизнеса.

Поглощать, но не созидать, ждать услуг, но ничего не предлагать взамен, подорвать процесс заботы о семье и демонстрировать полное отсутствие понимания картины происходящего – немногочисленные действия, на которые «хватает» ленивого человека. Эти люди вовсе не плохи, просто они стали пленниками радужной перспективы отдыхать безнаказанно, слушать собеседника только от нежелания вступать в полемику, предпочитать радости интимной жизни бескорыстному и благодарно молчащему дивану.

В сознании ленивого человека происходит превращение когда-то воодушевлявших целей и мечтаний в туман, сквозь который ничего не видно и не хочется пытаться разглядеть. Недостаток воспитания и жизнь на всем готовом притупляют чувство необходимости труда: лентяи и лежебоки миллиардерами не становятся. Отсутствие навыков регулярной и полезной деятельности приводит к легкомысленному отношению к жизни и превращает человека в «осенний лист на ветру»: куда ветер дунет, туда он и сорвется.

Лень родилась задолго до человека, она ждала жертву или податливое внушаемое создание, чтобы подчинить себе и никогда не выпускать «на прогулку». Лень – опасный вредитель, с которым нужно бороться, иначе жизнь превратится в череду сменяющих друг друга суточных циклов, и ничего более.

Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость,

а за вялостью идет дряхлость.

Апулей

Как вы думаете, почему мы часто выбираем не те вузы, коллективы, рабочие места? Почему нам не везет в карьере и личной жизни? Почему мы так часто выбираем не тех партнеров? Почему мы так плохо живем?

Во всем виновата наша лень! Да, представьте себе, если вдуматься, именно в ней причина всех наших бед.

Лень на самом деле означает избегание трудностей и проблемных ситуаций.

Альфред Адлер.

Нам лень что-то менять, искать, напрягаться, трудиться, ехать на другой конец города, учиться, убирать за собой, следить за своим телом и здоровьем. Мы ищем местечки, где можно было бы ничего не делать и получать за это высокую заработную плату, почивать на лаврах и успешно останавливаться в своем развитии. Нам лень работать и напрягаться, и мы ищем сказочных принцев и принцесс, способных обеспечивать нас всем необходимым. Потом мы всю жизнь мучаемся с этими «особами королевской крови», терпим их жестокость, эгоизм, тиранию и прочие недостатки, но ни за что не хотим терять, потому что нам пришлось бы думать и действовать самостоятельно. А нам лень это делать!

Нам лень мыть за собой посуду и выносить мусор, стирать мужу носки и ходить в магазин. И мы ссоримся с ним, потому что он тоже ничего этого делать не хочет. Ему после работы это делать лень! Мы ругаемся и расходимся с любимыми в надежде найти, наконец, трудоголика, но снова нарываемся на хронического лентяя, который не отползает от компьютера и может есть только китайскую лапшу, лишь бы не устраиваться на работу.

Чудес не бывает. Лентяй, избегающий трудностей и проблем, редко чего-то добивается в жизни.

Он привычно отыскивает оправдания и утешения, чтобы свалить вину за свою тривиальную лень на обстоятельства, людей, государство, лунное затмение или глобальное потепление, только бы его не отрывали от привычных, расслабляющих жизненных циклов. Он даже готов выполнять низкооплачиваемую и рутинную работу, только бы его не заставляли проявлять активность.

Ленью объясняется наша инертность и неготовность к новизне отношений и поступков, которые мешают нам двигаться вперед и добиваться целей.

Инертность (от лат. inertia – неподвижность, бездеятельность) - понятие, используемое в психофизиологии для обозначения низкой подвижности нервной системы.

Вместо того, чтобы поработать над своей фигурой и заняться самообразованием и повысить свою квалификацию, мы предпочитаем называть всех мужчин «сво…», женщин — «ду…», а начальников «дураками», которые не умеют нас ценить. Мы часто позволяем себе совершать подлые и нехорошие действия, потому что честные поступки требуют усилий.

Ничего не делая, люди учатся делать дурное. Неизвестный автор

Ленивый и инертный человек попадает в такие липкие сети зависимости от собственной праздности, что сам не замечает, как теряет лучшие свои черты. Порой превращаясь в настоящего нравственного уродца.

Жили в одном селе муж и жена — лентяй Тюни и бездельница Ури. Тюни и Ури целыми днями ничего не делали, только спали. Они даже ленились вскипятить себе чаю и встать попить воды. У них был осел, но его кормили родители Тюни. После смерти родителей Тюни супруги продолжали жить так же. Односельчане решили проучить лентяев: заживо их похоронить, чтобы они не подавали дурного примера молодежи. Бездельников положили на арбу, накрыли старым, поношенным ковром и повезли на кладбище. В пути от палящего солнца Ури стало плохо, и она сбросила с себя ковер, а когда арба подъехала к кладбищу, Тюни и Ури стали стонать и охать. В это время у ворот кладбища появился всадник и спросил:

— Куда вы везете этих людей?

— Эти люди — бездельники, мы хотим их похоронить, чтобы они дурно не влияли на нашу молодежь, — ответил один из крестьян.- Все равно у них нет хлеба, чтобы прокормиться, и в конце концов они умрут с голоду, — заметил другой. Всаднику стало жалко лентяев, и он сказал:

- Не надо хоронить их заживо, я дам им пшеницу, и они проживут. Тюни, услышав слова всадника, крикнул:

- Пшеница обмолочена или ее еще надо молотить?

- А хлеб он будет печь или нет? — в свою очередь, спросила лентяйка Ури.

- Б-а-а, неужели такие люди еще водятся на этом свете?! — с удивлением воскликнул всадник и ускакал.

Наверное, никому из нас не хотелось бы быть похожими на героев это армянской притчи. Но, черт возьми, как же мы на них похожи, особенно после тяжелого рабочего дня!

Конечно, лучшим оправданием и объяснением нашей лени является усталость. Действительно, многие люди так интенсивно трудятся в течение дня, так мало расслабляются во время выполнения сложных служебных заданий, не ходят в отпуск и работают в выходные, что синдром хронической усталости, который их посещает, дает им полное право на отдых и оправдывает лень. В этой ситуации лень спасает нас от перенапряжения, дает нашему организму возможность восстановиться. Если бы мы этого не делали, то пришли бы к физическому истощению и болезням.

Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха. В связи с чем, данное состояние не требует лечения.

Иногда усталость после отдыха не проходит, и тогда речь идет о болезни. Называют ей астенией или Синдромом хронической усталости.

Астения (от греч. astheneia – бессилие, слабость) – аномальная, спонтанная слабость (вялость), которая возникает без физической или интеллектуальной нагрузки, длительно продолжается и не проходит после отдыха. Возникает после рутинной работы, чрезмерных физических, психических или умственных нагрузок, при неправильном чередовании работы и отдыха, систематическом недосыпании, адаптации к новым климатическим условиям, как информационный невроз, синдром менеджера, синдром «белых воротничков», синдром руководящих кадров и др.

Астению часто путают с другим похожим заболеванием, вирусного происхождения, накрывающим заядлых трудоголиков и людей с ослабленным иммунитетом.

  • пониженный тонус;
  • хроническая простуда,
  • мигрени,
  • боли в суставах;
  • бессонница, раздражительность,
  • ухудшение памяти,
  • рассеянность,
  • расстройство настроения, панические состояния,
  • Выпадают волосы и исчезают отпечатки пальцев.

«Можно проследить психологические особенности, служащие благоприятной средой для развития болезни. Женщины болеют чаще, чем мужчины, а молодые - чаще, чем пожилые. Болезнь обычно возникает у трудоголиков, очень энергичных, честолюбивых, ответственных, но при этом с ранимой нервной системой. Им хочется чувствовать себя лучше всех окружающих, свернуть горы, осуществить невыполнимое. У них завышена планка собственных возможностей. Такие люди стремятся выполнить все, что им поручили, и даже больше того. Обычно они активные, деловые, преуспева ющие», — считает академик Российской академии естественных наук, доктор медицинских наук, зав.лабораторией иммунокоррекции ГНЦ, руководитель исследований синдрома хронической усталости, профессор Н.Г. Арцимович.

И астения и СХУ – это заболевания, которые требуют лечения!

Они никакого отношения не имеют к лени, проистекающей из простого желания человека избегать трудностей.

Очень часто, прикрываясь мнимыми болезнями, человек пытается избежать каких-то важных решений в своей жизни или не делать того, что кажется проблематичным или неинтересным. Хронические болезни и вечные жалобы, поиски несуществующих симптомов и лечение выдуманных болезней, с одной стороны, привлекают к человеку повышенное внимание со стороны окружающих. С другой, исключают его участие в активной работе. И если лень традиционно осуждается в нашем обществе, то болезнь служит для таких лентяев несгораемой охранной грамотой, оправдывающей их бездействие.

Долго ли сможет человек играть трудную роль болезненного страдальца? Представьте себе, некоторые хитрецы всю жизнь эксплуатируют чужое внимание и избегают труда.

Но только подумайте, чем наполнена их жизнь? Чем занимаются они, лежачие бедняги, вынужденные старательно соответствовать своему имиджу? А побочные эффекты от постоянного бездействия, гиподинамии и глотания медикаментов? А косые взгляды родственников, страстно желающих уже не скорейшего выздоровления хронического больного, но избавления себя от ига, даже путем скопостижного ухода его в мир иной. Ужасно, правда?

Если усталость после работы проходит, а мы все по привычке лежим на диване и не в силах заставить себя что-то сделать, то речь идет о самой элементарной лени.

Лень переходит в хронические формы, порабощая и изменяя нашу психику, отношение к жизни, перекраивая нашу судьбу и самым непосредственным образом влияя на наше счастье. Все вокруг как будто способствует этому: мягкость подушек, притягательная сила развлекающего голубого экрана, наличие денежных знаков.

Мы лежим на диване, как хрестоматийный Илья Ильич Обломов, когда-то подававший большие надежды, но так и не сумевший преодолеть свою инертность и лень, чтобы сделать в жизни что-то замечательное. Но помните,

«За нашу леность нас карают не только наши неудачи, но и удачи других». Жюль Ренар

Мы привыкли не слишком полагаться на свои внутренние ритмы в процессе работы: кажется, что только четкие списки задач в сочетании с чудесами тайм-менеджмента могут привести нас к весомым победам. Но наука с этим не вполне согласна: с точки зрения психофизиологии «ничегонеделание» - не менее важное занятие, чем напряженный труд. B издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга нейробиолога Эндрю Смарта «О пользе лени», где он объясняет, почему опасно загонять себя в рамки дедлайна и как периоды безделья помогают нам мыслить более эффективно. T&P публикуют отрывок из книги.

Все знают историю про яблоко Ньютона. В теории гравитации сформулирован закон, который по сей день является основой физической науки. Однако во времена Ньютона сама мысль о гравитации как о фундаментальной силе Вселенной казалась до крайности вычурной. В сущности, тогда люди полагали, что невидимые силы, действующие на расстоянии, могут быть либо дьявольскими, либо божественными. Ньютону самому нелегко было принять факт «действия на расстоянии». Он даже отговаривал людей выяснять истинную причину гравитации, а вместо этого советовал сосредоточиться на удавшихся вычислениях и экспериментах.

С точки зрения современной культуры управления временем, посиделки в саду «в задумчивом настроении» - трата времени чистейшей воды. Эта деятельность (или, точнее, недостаток активности) подскажет специалисту по подбору персонала, что Ньютон был ненадежным кандидатом. Стоило ли Ньютону добавить в список дел: «5 часов вечера: посидеть в саду, подумать о падающих предметах»? Кому из здравомыслящих людей взбредет на ум, будто сэр Исаак Ньютон составлял список дел?

Вообще-то Ньютон был знаменит пристрастием к строгой рабочей этике. Но он мог себе позволить посидеть в саду и побездельничать, ведь ему никогда не приходило в голову, что это приравнивается к трате времени. Сегодня популярные журналы советуют читателям планировать «время простоя», поскольку требования корпоративных расписаний бесчеловечны. Разумеется, людям не раскрывают сути проблемы, им лишь рекомендуют «вписывать» в свой распорядок свободное время, если оно не противоречит их обязанностям. «Время простоя» призвано оптимизировать нашу продуктивность. Ньютон в буквальном смысле был сам себе хозяин. Он работал, когда хотел, и сидел в саду, когда ему было угодно. Конечно, вы заметите, что это непрактично и даже недостижимо при современном положении дел. Но я отвечу, что тогда мы заслуживаем ту скудость мысли, на которую способны в условиях нашей экономики.

«Ньютон не зарывался в бумаги и не рвал на себе волосы в страхе перед надвигающимся сроком сдачи проекта, пытаясь понять, почему предметы падают на землю, а планеты вращаются вокруг Солнца»

Естественные науки до Ньютона переживали переходный период. С конца XV и вплоть до XVIII века в мире вершилась величайшая научная революция в человеческой истории. Коперник, Кеплер, Галилей, Браге и Ньютон - все они внесли огромный вклад в развитие наук. XVII век был особенно отмечен интеллектуальным подъемом, который внезапно и мощно расширил наше понимание Вселенной. Наши знания о естественном мире стали накапливаться в возрастающей прогрессии, которая не прерывается и по сей день. Наше понимание природы преобразилось из народных верований в настоящую науку. Именно во время этой революции возникло научное сообщество, которое принялось публиковать журналы и устраивать встречи наподобие современных конференций. Спустя века после Ньютона естественная наука достигла поразительных успехов. И обычно тот факт, что Ньютон обратил внимание на падающее яблоко, представляется нам счастливой случайностью. Эту байку пересказывают по-разному, но, как бы то ни было, яблоко упало при Ньютоне, он это осмыслил и написал величайшую монографию, Philosophiae naturalis principia mathematica («Математические начала натуральной философии»), в которой изложена формальная теория гравитации.

Ньютон не зарывался в бумаги и не рвал на себе волосы в страхе перед надвигающимся сроком сдачи проекта, пытаясь понять, почему предметы падают на землю, а планеты вращаются вокруг Солнца. И специалист по продуктивности не заглядывал Ньютону через плечо, дабы проверить, эффективно ли он работает. Зато мы можем вообразить его отдыхавшим теплым летним вечером в саду: тихо щебетали птицы, шелестела листва на ветру, он прикрыл глаза или рассеянно оглядывал двор. Наверно, он ощущал покой и умиротворенность. Он погрузился в приятное раздумье. Его сеть пассивного режима работы мозга стала наращивать активность. Кровоток в предклинье, в боковых зонах теменной коры, в срединной префронтальной коре и в передней поясной коре усилился, так как эти области принялись увлеченно потреблять кислород и глюкозу. Сеть пассивного режима работы мозга разогревалась. Нейроны в ее зонах выстреливали чаще. Передняя поясная кора сообщила парасимпатической нервной системе, что все идет благополучно, и артериальное давление у Ньютона понизилось. Пульс замедлился, сердечный ритм стал чуть более вариабельным. Сведения об этой физиологической реакции поступили в мозг и процесс расслабления продолжился. В этом состоянии бездействия, в отсутствие внешней задачи мозг Ньютона взялся за дело. Его мысли стали блуждать, обращаться на себя, становиться рефлексивными.

Итак, узлы сети пассивного режима работы мозга настроились на общение. Миллионы нейронов в ее областях синхронизировали колебательную электрическую активность на разных частотах и их послания пустились в путешествие по мозгу. Так как ее узлы являются крупными центрами, они могли получать информацию почти из любого отдела мозга. Воспоминания и ассоциации, математические и пространственные понятия, которые хранились в зонах теменной коры, также стали доступны сети пассивного режима работы мозга. Эти понятия начали бурлить в сознании Ньютона, пока срединная префронтальная кора сообщала остальным участкам сети о происходившем на задворках его бессознательного. То есть широкие познания Ньютона о физике, которые хранились в его долгосрочной памяти и в обыденной жизни целиком не осознавались, теперь стали доступны для обдумывания: ведь мозгу не нужно было тратиться на разговоры, планирование встреч и расписания на день, как и на попытки все это успеть. Движение планет, закон обратных квадратов, притяжение, масса и ускорение - все те понятия, которые изучал Ньютон, появились в поле его сознания. Ранее в тот самый день, до прихода в сад, у Ньютона не сложилось из них целостного образа, ведь в обычной ситуации они не могли разом попасть в фокус его внимания. Но сеть пассивного режима работы мозга, напротив, действует на уровне подсознания, так что в моменты бездействия мозг обнаруживает связи между понятиями, даже не сообщая нам об этом в открытую. Иногда, по причинам, которые мы пока не вполне понимаем, эти мысли осознаются. Во время отдыха сеть пассивного режима работы мозга может создавать связи между областями мозга, которые зачастую слишком заняты попытками соответствовать нашей активной жизни, чтобы общаться друг с другом. И вот тогда передняя поясная кора Ньютона, обычно озабоченная распознаванием ошибок и отслеживанием результатов поведения, смогла позволить себе исследование странных и слабых взаимосвязей между числами, силами, предметами и пространством.

В расслабленном состоянии Ньютон едва заметил падающее с дерева яблоко. Однако его мозг отследил это событие. И столь обыденное происшествие, как падение яблока, запустило каскад нейронной активности, позволивший понятиям, которые Ньютон обдумывал, соединиться в совершенно новую идею. Все сошлось, потому что помех для этого не было. Фактически, современное инженерное дело до сих пор опирается на ньютоновскую механику. Мосты, здания, самолеты и машины все еще создаются по открытым им законам.

«Ньютон» - единица измерения, которая показывает, сколько силы нужно приложить, чтобы за одну секунду сдвинуть тело массой в один килограмм со скоростью один метр в секунду (1 Н = 1 кг · 1 м/с2).

В современной школе или на рабочем месте сидеть в задумчивости считается неприемлемым. Остается лишь гадать, сколько юных Исааков Ньютонов мы подавляем, пока стараемся контролировать ребят в школе и дома. Насколько потребность во внимательных и организованных детях коренится в наших до одержимости организованных взрослых жизнях?

И почему наша взрослая жизнь должна упорядочиваться с такой одержимостью? Мы называем взрослых, которые сидят в задумчивости, чудаками, мечтателями и лентяями. Но чтобы наш собственный мозг проявлял себя с лучшей стороны, нам необходима праздность. Если мы хотим рождать великие идеи или просто лучше узнать себя, нам нужно прекратить управлять своим временем. По крайней мере, современная нейронаука накапливает все больше подтверждений тому, что для здоровья жизненно необходимо давать мозгу отдых.

Вчера вечером произошло.
Наступают у меня моменты, когда лень выходить из дома, даже за нужными вещами. Например, купить себе поесть. И в таких случаях названиваю другу (который живёт несколькими этажами ниже), чтобы он после работы зашёл в магазин и что-нибудь купил мне. Типа, курьер с доставкой. Он человек добрый, даже слишком, так что редко отказывает.

Ну и вчера, доел я последние продукты и набираю ему, чтобы захватил мне пельменей. И ликёр.

Я человек, ведущий здоровый образ жизни, не подумайте ничего такого. Ликёр я добавляю в чай - он укрепляет иммунитет, улучшает обмен веществ, согревает, ну и бонусом поднимает настроение. Использую его строго в медицинских целях! Поэтому он быстро заканчивается.

Но не об этом речь.

Дружище, как всегда, назвал меня ленивой скотиной и согласился всё купить. А дальше начинается то, почему я так назвал рассказ.

Во-первых, я считаю, что дом, на то и дом, чтобы можно было ходить, в какой-хочешь одежде.

Примерить костюм Адама из райского сада, либо бомжа Васи, лежащего на скамейке в царской позе (второй вариант мне более импонирует своей непосредственностью и бунтарством) И меня сложно переубедить, что протёртые штаны с дырками на заднице и рубаха без половины пуговиц это не удобно и модно, а вызывает неловкость у соседей. На улицу и работу я же выхожу, как приличный человек. Это главное.

И во-вторых, макароны, съеденные ранее, начали бунт в животе, пытаясь вырваться наружу раньше положенного им срока. А желудок оказался слабым защитником. Так что я припустился в комнату скорой помощи для таких ситуаций. К белому другу.

И чувствую, что уселся обстоятельно так, на долгие раздумья о вселенских тайнах и вопросах мироздания. Через минут пять звонок в дверь. Ну, конечно, что я мог ещё ожидать.

Когда не нужно, всё так и происходит, как тебе меньше всего хочется. Я звоню другу на телефон, что именно сейчас не могу выйти. "Потом вниз спустишься тогда" - отвечает мне. Ну, блин, спускаться лень, с таким же успехом я мог бы и до магазина дойти. Ждать меня он тоже не хочет, понятное дело. Говорю, чтоб у мусоропровода оставил. Сомневаюсь, что в ближайшие пятнадцать минут кто-то попрётся выкидывать свои отбросы. На том и порешили. Деньги потом отдам.

Поразмышляв о возникновениях чёрных дыр и гравитационной сингулярности, я наконец доделал свои грязные делишки и, натянув штаны, обув сланцы и почесав пупок, вышел из квартиры.

Из другой в это же время выходит девушка. Молоденькая и вполне себе симпатичная. Я знал, что там тётка лет сорока с чем-то проживает, пару раз пересекались у подъезда и лифта, а это, наверное, дочка её. Видать на гулянку собралась.

Я неловко пытаюсь пригладить волосы, растрёпанные так, будто в них совокуплялись белки, используя все позы камасутры, но причесать непричесуемое не удаётся. Девушка презрительно окинула мои дырявые штаны взглядом, кричащим "что за криповый чёрт тут обитает" Она пошла дальше к лифтам, а я остался у мусоропровода. Сбоку взял, что заказывал, ругнувшись ещё, что друг мог бы и в пакет всё сложить, ну да ладно. Сейчас поем и буду дальше в медицинских целях оздоравливаться.

Оборачиваюсь и вижу девушку с пустой бутылочкой из-под сока или типа такой фигни. Наверное, вспомнила что не выкинула её, ожидая лифт. Я, пытаясь немного разрядить обстановку, глупо улыбаюсь.

Она с опаской смотрит на меня, кладёт свою бутылочку в сумочку и, чуть ли не пятясь, уходит обратно к лифтам. Сложно представить, что творилось у неё в голове на тот момент. Какой-то обрыган, покопавшись за мусоркой, достаёт пельмени и бухлишко (бутылка тёмная. поэтому ей по-любому показалось, что я нашёл недопитую тару) и радостно скалится ей.

Теперь даже не знаю, как вести себя, если снова встречу. И что она расскажет своей мамане про меня)