Выездная проверка как себя вести. Уточненка во время проверки: быть или не быть? Какие документы требуется представить

Для большинства компаний тема проверок довольно болезненна. Несмотря на то, что современный бизнес знает свои права, в ситуации форс-мажора и стресса, которой, безусловно, является проверка, совершаются ошибки, грозящие тяжелыми последствиями. Чтобы вы не дали застать себя врасплох, мы собрали ряд рекомендаций о том, как вести себя при появлении сотрудников контролирующих органов.

юрисконсульт компании «Гарант»

Не секрет, что цели и задачи бизнес-субъектов и проверяющих структур в большинстве случаев не совпадают. Поэтому проверки часто сопровождаются конфликтами, а сам процесс – избыточным стрессом. Отсюда вытекает необходимость морально и организационно готовиться к проверкам, причем это относится как к руководителю и ключевым сотрудникам, которые будут общаться с проверяющими напрямую, так и к рядовым работникам. Цель такой подготовки – повышение общей безопасности предприятия.

Контуры безопасности

Система общей безопасности предприятия может быть представлена как совокупность контуров безопасности. Чем их больше – тем меньше возможностей для проверяющих появиться неожиданно.

Поясним это на примере. Обычный забор вокруг офисной территории с охраной на входе и шлагбаумом – первый контур безопасности. Сквозь этот контур уже может пройти не всякий, хотя и достаточно широкий круг лиц
(например, дворники или работники складов, которые находятся на офисной территории).

Второй контур – офисное здание. На входе – охрана и/или секретарь ресепшен. В офис проходит еще более узкий круг лиц с соответствующим допуском.

Третий контур – помещения, куда могут попасть только определенные работники. Организовать этот контур можно сугубо техническими средствами, например кодовыми или электронными замками. К таким помещениям относятся бухгалтерия, отдел кадров, договорной отдел, серверная и другие, в зависимости от особенностей конкретного предприятия.

Следующий контур – руководство, высший менеджмент предприятия. Войти к ним в кабинет можно только через приемную секретаря. Секретарь, доложив о приходе посетителей, как правило, приглашает их в переговорную комнату.

В данном примере рассмотрены четыре контура, но их может быть произвольное количество. Важен принцип, согласно которому первым проверяющих встречает охранник, а далее – по цепочке, в которой руководитель будет замыкающим. Такая организация встречи проверяющих является наиболее рациональной.

Не каждое предприятие может позволить себе такую многоступенчатость. Но к ней необходимо стремиться. Например, субъект малого предпринимательства может не иметь службы охраны, ресепшен и штатного юрис-
консульта. Однако дверь с глазком или переговорным устройством (видеодомофоном) может быть везде. Она и будет первым контуром безопасности. Уже на этом рубеже при общении через домофон может быть отказано в допуске на территорию лицам, не имеющим для такого допуска достаточных оснований (в зависимости от инструктажа работников и конкретных обстоятельств, например отсутствие документов на проверку).

Второй контур – стойка охраны или офис-менеджер, который должен осуществить следующие операции:

Обязательная вежливая и внимательная проверка документов и служебных удостоверений, данные которых переписываются.

Регистрация в вахтовой книге, тетради учета посетителей или аналогичной (не путайте с журналом учета проверок, туда записи вносятся по окончании проверки).

Доклад руководителю.

После чего посетителей препровождают в кабинет для переговоров, где им предстоит встреча с руководителем. Такой прием прежде всего сигнализирует о высоком уровне организации и порядка на проверяемом предприятии.

Под переговорную комнату рекомендуется отвести отдельный кабинет с необходимой мебелью. Это место, предназначенное не только для деловых встреч. Именно здесь целесообразно организовать рабочие места проверяющих при длительных проверках. Не рекомендуется выделять проверяющим места, скажем, в бухгалтерии или других подразделениях компании. Это может привести к снижению производительности труда как сотрудников предприятия, так и проверяющих.

Нужно организовать работу проверяющих так, чтобы они могли вести ее автономно, в отведенной переговорной, принося им необходимые документы для изучения.

Во время проверки сотрудникам необходимо ограничить обсуждение рабочих вопросов вне рабочих мест: в коридорах, курилках, столовых.

Сотрудники под глухой защитой

Руководитель должен ясно понимать, что проведение проверки на его предприятии вызывает стресс у сотрудников. При общении с проверяющими наиболее подходящая тактика для них – тактика «глухой защиты». Эта тактика позволяет минимизировать риск того, что сотрудник невольно навредит себе или предприятию. Тактика «глухой защиты», в общем, очень проста – ничего не говорить, ничего не подписывать. Конкретные рекомендации могут выглядеть так:

1. При попытках несанкционированного руководителем общения сотрудник должен потребовать у пришедших их служебные удостоверения и переписать на отдельный лист бумаги все данные. Без предъявления служебных удостоверений никакое общение недопустимо. Если удостоверения не предъявляются – немедленно доложить руководителю или на пост охраны. Если удостоверения предъявлены и сразу спрятаны, сослаться на приказ руководителя, служебную инструкцию: «У меня приказ директора – переписывать данные служебных удостоверений всех посетителей». О ситуации доложить руководителю.

2. Сотрудник имеет право не отвечать на вопросы, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. И это действительно так: право не отвечать на вопросы может быть ограничено только в некоторых случаях при допросах при производстве по возбужденному уголовному делу. Но, во-первых, такие допросы никогда или практически никогда не проводятся во время проверок. А во-вторых, даже в этом случае можно отказаться от общения до приезда адвоката (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).

3. Не подписывать никаких документов: «У меня нет полномочий на подпись этого документа, и я не буду этого делать». Для рядовых сотрудников это действительно так. В частности, Закон № 294-ФЗ не обязывает их подписывать какие-либо документы и, соответственно, не предполагает никакой ответственности за отказ от подписи.

4. На вопросы можно отвечать стандартной репликой: «Я не буду обсуждать это, поскольку за разглашение коммерческой тайны могу быть привлечен к ответственности. На любые ваши вопросы ответит руководитель».

5. На просьбы (и требования) о выдаче документов, образцов продукции и прочего необходимо вежливо, но твердо отказывать: «Мне не позволяет должностная инструкция это делать без указания моего руководителя» или «Пожалуйста, обратитесь к руководителю, без его разрешения я не компетентен передать вам это».

6. О появлении проверяющих из надзорных органов немедленно докладывать руководителю.

7. Если работник не знает, как поступать и что делать/говорить, лучше не делать ничего: ничего не говорить, ничего не выдавать, ничего не подписывать, никуда не ехать. Не помогать и не препятствовать.

Имеет смысл проводить предупредительную работу – периодически освежать в памяти работников инструкции на случай появления проверяющих, тренировка тактики «глухой защиты». Рядовые сотрудники должны твердо усвоить – на все вопросы всегда отвечает только руководитель. Сотрудники вправе и обязаны молчать.

Если проверка «дружественная»

Не все проверки обязательно проходят в обстановке взаимного недоверия. Часть из них может проходить в более теплой атмосфере, в этом случае все участники процесса заинтересованы как можно более быстро и эффективно провести проверку.

Важный признак «дружественности» проверки – проверяющий заранее сообщает и даже (в определенных рамках, конечно) согласовывает свой визит на предприятие.

Подробнее о том, как вести себя во время «дружественной» проверки, читайте в одноименной статье из Энциклопедии решений.

Чтобы найти ее в системе ГАРАНТ, наберите в Базовом поиске: дружественная проверка . В открывшемся списке выберите документ «Как вести себя во время «дружественной» проверки».

О каком бы виде проверки ни шла речь, помните золотое правило «Кто предупрежден, тот вооружен». В ваших силах сохранить нервы здоровыми и бизнес невредимым. Используйте материалы Энциклопедий решений, чтобы быть подготовленными к любым рабочим ситуациям!

Когда вам потребуется найти выход из сложной правовой ситуации, обратитесь к Энциклопедиям решений. В них представлены конкретные ответы на актуальные вопросы. Вы получаете широкий спектр консультационных материалов с готовыми решениями и экспертными советами о том, как лучше действовать в той или иной ситуации.

Материалы Энциклопедий решений – результат кропотливой работы специалистов компании «Гарант», которые систематизируют и обрабатывают тысячи документов, перепроверяют предложенные вам решения, чтобы вы могли быть уверены в их правильности и надежности.

Полную информацию о проверках, все рекомендации, инструкции для различных групп сотрудников, перечень необходимых документов, краткие памятки на случай прихода проверяющих из конкретных органов (налоговая, трудовая инспекция, пожарный надзор) и другие полезные материалы вы можете найти в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей».

В «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» доступны рекомендации для директора, бухгалтера, секретарей и других сотрудников предприятия во время проведения проверок.

Подать «уточненку» налогоплательщик обязан только в том случае, если в декларации была обнаружена ошибка, из-за которой занижена сумма налога. Во всех остальных случаях это лишь право налого­плательщика, но не обязанность (п. 1 ст. 81 НК РФ, письма Минфина от 17.07.2012 № 03-03-06/1/339, от 20.06.2012 № 03-04-05/8-751). Более того, ошибки при исчислении налога на прибыль или налога при УСН можно исправить в декларации за теку­щий период (когда выявлена ошибка), если:

  • на дату подачи декларации за текущий период со дня уплаты налога по декларации с ошибкой не прошло 3 лет;
  • ошибка привела к переплате налога.

Такая позиция изложена в письмах Минфина от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 23.04.2014 № 03-02-07/1/18777. При этом чиновники ссылаются на пункт 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Так или иначе, если вы сдаете «уточненку», заполнять ее нужно по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта «уточненка» (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Уточненка с суммой налога к увеличению

Если вы сдаете «уточненку» в связи с тем, что ранее занизили сумму налога, то эта «уточненка» будет с суммой налога к увеличению. Однако сама по себе такая «уточненка» еще не является основанием для взыскания с вас штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание

На особом положении по части проверки находятся «уточненки» с суммой НДС к возмещению (статьи 176, 176.1 НК РФ). По такой декларации всегда проводится самостоятельная «камералка», даже если она подана в ходе выездной поверки.

Напомним, что согласно данной норме неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Однако для этого налоговики еще должны доказать факт занижения базы и наличие недоимки. Просто начислить штраф на суму разницы между первоначальной декларацией и «уточненкой» они не вправе (письмо Минфина от 04.02.2013 № 03-02-07/1/2279; постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

В частности, это означает что начисление штрафа неправомерно, если за вами числится переплата по налогу, которая образовалась еще до уточняемого периода. Задолженности перед бюджетом в этом случае не возникает, а переплату налоговики вправе самостоятельно зачесть в счет недоплаченной суммы налога (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Кроме того, даже если переплаты у вас нет, вы можете избежать штрафа, если (п. 3, 4 ст. 81 НК РФ):

  • сдадите «уточненку» до того, как узнали о том, что ошибку обнаружили налоговики или что в отношении вас назначена выездная проверка за период, в котором налог был занижен;
  • заплатите недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до подачи «уточненки».

Уточненка при камеральной проверке

Камеральную проверку налоговики проводят в отношении каждой декларации, которая к ним поступает. Какого-либо решения для этого им выносить не нужно. Срок такой проверки 3 месяца. По истечении этого времени налоговики должны составить акт камеральной проверки, фиксирующий ее результаты, но только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения. Если декларация не вызвала вопросов, акта не будет (п. 5 ст. 88 НК РФ; п. 1 письма ФНС от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693).

В ходе «камералки» вам может быть направлено требование о представлении пояснений и внесении исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ, Приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]). Такое требование не означает, что вы непременно должны сдать «уточненку». Если вы уверены в данных, отраженных в декларации, просто представьте письменные пояснения, откуда такие цифры. Если же есть понимание, что показатели действительно нужно исправить, – потребуется «уточненка». Если исправления связаны с занижением суммы налога перед подачей «уточненки» уплатите налог и пени. Как уже упоминалось, документом, фиксирующим нарушения, которые выявлены в ходе «камералки», является акт проверки. Поэтому оштрафовать вас за ошибки, исправленные до составления такого акта, при условии доплаты налога и пени, налоговики не могут.

Более того, получив «уточненку» до истечения 3 месяцев, налоговики должны прекратить все действия по проверке первоначальной декларации и начать проверку «уточненки». Аналогичным образом ФНС рекомендует не составлять акт проверки (не вручать его), если «уточненка» подана до вручения камерального акта налогоплательщику. Еесли, конечно, речь не идет о проверке декларации с суммой НДС к возмещению (п. 3 письма ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/[email protected]).

А вот подавать «уточненку» после вручения акта камеральной проверки, особого смысла нет. По мнению ФНС, такая «уточненка» уже не влияет на рассмотрение материалов проверки первоначальной декларации и вынесение решения по ее результатам (письмо ФНС России от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327). Да и судебная практика на этот счет противоречива. Некоторые суды указывают, что «камералка» заканчивается только с принятием итогового решения. И если до вынесения такого решения подана «уточненка», проверка первоначальной декларации должна прекратиться (постановление ФАС СЗО от 14.01.2013 № А81-1421/2012). Однако другие указывают, что такая трактовка позволяет налогоплательщику избежать ответственности за выявленные проверкой нарушения, просто уплатив доначисленные в акте налоги и пени и представив «уточненку» до вынесения итогового решения (постановление ФАС УО от 04.04.2013 № Ф09-2044/13).

Уточненка при выездной проверке

Условия освобождения от штрафа, приведенные в подпункте 1 пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса, на случаи, когда уточняющая декларация подана в ходе выездной проверки, не распространяются. Значит ли это, что никакого смысла представлять «уточненку» при выездной проверке нет?

Ситуация 1. Вы самостоятельно выявили ошибку, занижающую сумму налога, в проверяемом налоговиками периоде, и акт выездной проверки еще не составлен. В этом случае есть три варианта действий:

  • подать «уточненку», уплатив налог и пени, и настаивать на снижении штрафа;
  • на свой страх и риск рассказать об ошибке проверяющим. Возможно, иные нарушения налоговики искать уже не будут;
  • просто дождаться окончания проверки в расчете, что сами налоговики эту ошибку не найдут. За ошибки, не выявленные в ходе проверки, штрафовать вас налоговики уже не имеют права, но и в «уточненке» особого смысла нет (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Ситуация 2. Вы уже получили акт выездной проверки. В данном случае все зависит от того, согласны ли вы с доначислениями налоговиков или собираетесь их оспаривать. Если спорить с ИФНС вы не намерены, то представление «уточненки» и добровольное погашение недоимки и пени может быть рассмотрено как смягчающее обстоятельство для уменьшения штрафа. Если же с доначислениями вы не согласны, подавать «уточненку» не стоит. Это может быть квалифицировано как одно из доказательств совершения налогового правонарушения, своего рода добровольное признание (постановление АС ЦО от 27.08.2015 № Ф10-2516/2015).

Уточненка с суммой налога к уменьшению

Если вы воспользовались своим правом представить уточняющую декларацию, то такая «уточненка» либо не изменяет сумму налога по первоначальной декларации, либо уменьшает ее. Второй вариант означает, что после проверки и утверждения показателей «уточненки» у вас возникнет переплата, которую вы можете вернуть из бюджета. Вполне понятно, что просто так налоговики ее не отдадут и декларацию будут поверять с особым пристрастием (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Что касается представления такой «уточненки» при камералке, то здесь порядок действий у налоговиков тот же, что и при представлении декларации с суммой налога к увеличению, с той лишь разницей, что никакого штрафа в любом случае быть не может.

Обратите внимание

Если до подачи «уточненки» вы погасите только сумму недоимки, но не уплатите пени, от штрафа вас не освободят (определение КС от 07.12.2010 № 1572-О-О, постановления АС СЗО от 18.12.2014 № А56-15646/2014; АС УО от 03.10.2014 № Ф09-6030/14).

Если сдать такую «уточненку» во время выездной проверки, налоговики проведут ее камералку с учетом материалов выездной проверки. То есть выявленные выездной проверкой нарушения в части данного налога будут зафиксированы камеральным актом. Дело в том, что по истечении 3 месяцев после представления «уточненки» вы уже можете подать заявление о возврате налога, а выездная проверка на этот момент еще может быть не завершена (пункт 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Если же к моменту подачи «уточненки» вам уже вручена справка о поведенной выездной проверке, скорее всего, учитывать ее данные при составлении акта и вынесении решения налоговики не будут. Однако стоит напомнить о ней в своих возражениях на акт выездной проверки.

Данные «уточненки», которая представлена после составления акта выездной проверки, налоговики учтут, только если они проверены ИФНС и подтверждены документами. И то они вправе вовсе их не учитывать. При этом они могут:

  • провести дополнительные мероприятия налогового контроля;
  • назначить в дальнейшем повторную выездную проверку.

Но если ИФНС этого не сделала и не учла данные «уточненки» при вынесении решения, такое решение можно оспорить как не учитывающее реальных налоговых обязательств налогоплательщика (постанов­ление ФАС МО от 13.05.2014 № Ф05-3977/14).

Уточненка по НДС

На особом положении по части проверки находятся «уточненки» с суммой НДС к возмещению (статьи 176, 176.1 НК РФ).

По такой декларации всегда проводится самостоятельная «камералка», даже если она подана в ходе выездной поверки. Проверять ее будут «камеральщики», а «выездники» учитывать данные «уточненки» не будут, разве что камеральная проверка будет закончена до окончания выездной (п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Налоговый эксперт Оксана Доброва

А.Е. Смородина, эксперт по налогообложению

Уточненки во время проверки

Нюансы уточнения своих налоговых показателей

Благодарим О.Н. Гулак, бухгалтера ИП (станица Базковская, Ростовская обл.), за предложенную тему статьи.

Уточненную декларацию вы можете представить в любой момент. И неважно, идет ли в это время у вас налоговая проверка или нет, - НК РФ никаких запретов по этому поводу не содержит. Но при подаче уточненки в ходе камеральной (далее - КП) или выездной (далее - ВНП) проверки есть свои тонкости. Давайте разберемся, имеет ли вообще смысл их представлять и помогут ли уточненки избежать штрафа, если сумма налога к уплате увеличилас ьст. 122 , пп. 3, 4 ст. 81 НК РФ .

Вспомним основные правила подачи уточненки

Представить уточненку вы обязаны, только если выявленные ошибки привели к занижению налоговой баз ып. 1 ст. 81 НК РФ .

Уточненка сдается по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта уточненк ап. 5 ст. 81 НК РФ .

Если в уточненке сумма налога к уплате увеличится по сравнению с суммой в первоначальной декларации, то с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налог ап. 1 ст. 122 НК РФ . Но штрафа можно избежать, если вы сдадите уточненк упп. 3, 4 ст. 81 НК РФ :

  • <или> до наступления срока уплаты налога;
  • <или> до того, как узнали о том, что ошибку уже обнаружили налоговики, или о том, что в отношении вас вынесено решение о проведении ВНП за период, в котором допущена ошибка. Но учтите, что в этом случае штраф вам не грозит только при условии, что до подачи уточненки вы заплатите налог и набежавшие пени;
  • <или> после ВНП, но занижение налоговой базы (которое вы исправляете в уточненке) в ходе проверки не было выявлено.

Не забывайте в уточненке на титульном листе ставить номер корректировки. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию: например, вы представили первоначальную декларацию в установленный срок, а уже позже этого срока направили уточненку, но номер корректировки не указали (то есть у вас в соответствующей графе стоит «000»). К инспектору попадает ваша якобы первоначальная декларация, и он, скорее всего, не будет разбираться в том, что вы просто ошиблись, а оштрафует вас за несвоевременное представление деклараци ист. 119 НК РФ . В возражениях вы можете описать всю ситуацию и в итоге, возможно, избежите штрафа. Но согласитесь, проще перед отправкой просто проверить проставленный номер корректировки.

Уточненки с увеличенной суммой налога

Реакция налоговиков на такую уточненку зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Уточненка представлена до вручения акта камеральной проверки первоначальной декларации.

Сначала напомним, что налоговики проводят камеральные проверки всех деклараций, поступающих в ИФНС. Делают они это в автоматизированном режиме. Для того чтобы провести камеральную проверку декларации, налоговики не должны выносить никакого решени яп. 2 ст. 88 НК РФ . При этом если в ходе КП инспекторы не выявят у вас каких-либо нарушений, то и акта по итогам этой проверки тоже не буде тп. 1 ст. 100 НК РФ .

А какие-либо пояснения или документы у вас могут запросить, только есл ипп. 3 , 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ :

  • <или> в ваших декларациях обнаружены ошибки;
  • <или> вы заявили НДС к возмещению;
  • <или> вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • <или> вы должны были представить подтверждающие документы вместе с декларацией, но не сделали этого.

С 01.01.2014 налоговики также смогут в ходе КП запросить документы, если уточненку с уменьшенной суммой налога вы представили по истечении 2 лет с момента, установленного для представления первоначальной деклараци ип. 8.3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ) .

Теперь о нашей ситуации. С момента представления уточненки КП первоначальной декларации прекращается и начинается КП уже уточненной деклараци ип. 9.1 ст. 88 НК РФ ; п. 3.7 Письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее - Письмо ФНС) .

Если перед подачей этой уточненки вы доплатите налог и заплатите пени, то, если налоговики попытаются вас оштрафовать, требуйте освобождения от наказани яподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ .

ВЫВОД

В такой ситуации имеет смысл сдавать уточненку. Штрафа можно избежать, заплатив перед этим налог и пени.

Некоторые организации, обжалуя решение о наложении штрафа, ссылаются на незаконные действия налоговиков при проведении КП. Но порой доводы организации - лишь заблуждение. В качестве примера можно привести следующее.

В ходе КП уточненной декларации налоговики использовали материалы (ответы по «встречкам», пояснения и т. п.), полученные в ходе проверки первоначальной декларации. На самом деле инспекторы имеют на это полное прав оп. 9.1 ст. 88 НК РФ .

Причем если уточненка отправлена по почте, то датой ее представления считается день отправк ип. 4 ст. 80 НК РФ . Но инспекторы вправе проводить мероприятия в отношении первоначальной декларации и после этой даты, вплоть до получения уточненк ип. 3.6 Письма ФНС . Допустим, уточненную декларацию по НДС за II квартал 2013 г. вы отправили по почте 30 августа, а в ИФНС она поступила 9 сентября. Следовательно, все мероприятия, проводимые налоговиками в рамках КП первоначальной декларации до 9 сентября, будут законными.

СИТУАЦИЯ 2. Уточненка сдана в ходе ВНП до получения вами акт ап. 3.5 Письма ФНС .

Представленную во время выездной проверки уточненку за период, который у вас как раз проверяют «выездники», будут проверять тоже они, хотя вы ее сдаете как обычно, через канцелярию ИФНС. И соответственно, внесенные вами изменения будут учтены при составлении акта проверки. Следовательно, если сумму своих налоговых обязательств вы в уточненке увеличите, то налоговики не будут по итогам проверки доначислять вам налог, но все равно придется платить штра фст. 122 , подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ ; п. 54 Письма ФНС от 12.08.2011 № СА-4-7/[email protected] . Однако если вы самостоятельно уплатите налог и пени, то можно просить об уменьшении суммы штраф аподп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ ; Постановление Президиума ВАС от 26.04.2011 № 11185/10 .

Если вы хотите, чтобы ваши уточнения с большей вероятностью учли при составлении акта, то, представляя уточненную декларацию в инспекцию, передайте также ее копию проверяющим. Ведь принимают декларации и вносят их в базу данных одни инспекторы, а проверяют вас совсем другие. Соответственно, ваши проверяющие до конца проверки могут просто не узнать, что вы сдали уточненку.

Правда, если вы представите уточненку незадолго до окончания ВНП, «выездники» могут отразить в акте факт ее подачи, а также то, что проверить данные этой декларации они не успели. И следовательно, проверять уточненку будут «камеральщики» и на результаты «выездного» акта ее данные не повлияют.

О сроках ВНП можно прочитать:

К сожалению, ФНС не разъясняет, сколько времени требуется «выездникам» для того, чтобы успеть проверить уточненку до окончания ВНП. Но если вы сдадите уточненку с увеличенной суммой налога, то налоговики, скорее всего, все-таки учтут ваши исправления, даже если уточнение вы представите за пару дней до окончания ВНП.

ВЫВОД

С обнаруженной самостоятельно в ходе ВНП ошибкой, повлекшей занижение налоговой базы, можно поступить следующим образом:

  • <или> действуя на свой страх и риск, рассказать об этой ошибке проверяющим и предложить им описать данное нарушение в акте. Возможно, этой суммы им будет достаточно для того, чтобы проверка не считалась низкорезультативной согласно их внутренним распоряжениям. И «выездники», удовлетворившись данным нарушением, не будут больше ничего у вас искать;
  • <или> дождаться окончания проверки и, если налоговики сами этой ошибки не найдут, просто забыть о ней.

Сдавать уточненку особого смысла нет - штрафа избежать все равно не получится. Можно рассчитывать лишь на уменьшение его размера.

Если вы планируете сдать уточненку после получения справки об окончании ВНП, но до получения акта, то лучше все-таки не торопиться и дождаться этого акта. Если в акте отмечена эта ошибка, то штрафа все равно не избежать, даже если вы сдадите уточненку. А если ошибка в акте не отражена, то можно закрыть на нее глаза.

СИТУАЦИЯ 3. Уточненку вы сдали после получения акта проверки (КП/ВНП), но до вынесения решения по результатам этой проверки.

Здесь все зависит от того, какие именно исправления в первоначальную декларацию вы внесете.

ВАРИАНТ 1. Налоговики в ходе проверки выявили у вас нарушения, и вы эти нарушения исправляете, представив уточненку. Например, инспекторы обнаружили у вас в 2012 г. завышение расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, на сумму 10 000 руб. Данное нарушение они отразили в акте. А вы, до вынесения налоговиками решения, сдаете уточненку, убрав эту сумму из расходов. Имейте в виду, что проверяющие попытаются не учитывать эту уточненку. Ведь, по мнению ФНС, после получения акта проверки вы можете сдать уточненные декларации только с изменениями, не связанными с нарушениями, выявленными в ходе проверк ип. 3.8 Письма ФНС . В принципе, позиция налоговиков понятна: если каждый налогоплательщик, получивший акт и, допустим, согласившийся с найденными нарушениями, будет до вынесения решения сдавать уточненки, то получится, что все проверки будут безрезультативными. А инспекторам это точно не на руку.

ВЫВОД

Представлять уточненку смысла нет, так как ее подача от штрафа не спасет. Ведь вы сдадите ее уже после того, как узнали об обнаружении этой ошибки налоговикам ип. 4 ст. 81 НК РФ ; см., например, Постановление 12 ААС от 08.05.2013 № А57-23093/12 .

Если вы хотите попытаться оспорить штраф, начисленный по результатам именно КП, то можете привести следующие аргументы:

  • КП - это не только сама проверка, но и оформление ее результатов. Значит, пока решения по итогам КП нет, проверка не закончена, а следовательно, при сдаче уточненки в этом случае КП первоначальной декларации должна быть «свернута »см., например, Постановление ФАС ЗСО от 14.01.2013 № А81-1421/2012 ;
  • уточненка сдана до истечения 3 месяцев с момента представления первоначальной декларации, а значит, КП первичной декларации еще не завершена. Соответственно, с представлением уточненки налоговики должны завершить проверку первоначальной декларации и проверять уже уточненк усм., например, Постановление ФАС СЗО от 19.09.2012 № А66-376/2012 .

ВАРИАНТ 2. Ваши уточнения не связаны с нарушениями, выявленными в ходе проверки. Скорее всего, налоговики учтут данные уточненки при вынесении «послепроверочного» решени яп. 3.8 Письма ФНС ; п. 6 ст. 101 НК РФ . Но даже если вы доплатите налог и заплатите пени, штрафа можно будет избежать, только если проводится КП, так как эту ошибку нашли не инспекторы, а вы сам иподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ . При ВНП штраф будет в любом случае.

ВЫВОД

При ВНП сдавать уточненку резона нет. Во-первых, потому что штраф неизбежен. А во-вторых, если проверяющие в ходе проверки не обнаружили ошибку, которую вы хотите исправить в уточненке, то вряд ли на этапе между актом и решением эта ошибка всплывет. А следовательно, можно не платить налог (пени, штраф).

А вот если у вас проводилась КП, попробуйте сдать уточненку - возможно, вы избежите штрафа.

СИТУАЦИЯ 4. Уточненка представлена после вынесения решения по итогам проверки.

Сданную после ВНП или КП уточненку будут проверять «камеральщики». При этом штрафовать вас налоговики не должны, так как в уточненке вы исправляете те ошибки, которые не нашли у вас проверяющи еп. 4 ст. 81 НК РФ .

И еще раз хотим напомнить, что если уточненку вы сдаете после проведенной КП первоначальной декларации, то перед подачей этой уточненки нужно заплатить налог, а также пен иподп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ .

ВЫВОД

Сдавать уточненку после ВНП смысла нет. Ведь своей проверкой налоговики «закрыли» тот период, за который вы хотите представить уточненку, а повторная ВНП (не связанная с представлением уточненки) у вас вряд ли буде тподп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ . Поэтому недоплату налога, скорее всего, никто не обнаружит.

Уточненки с уменьшенной суммой налога

Если вы сдадите уточненку с уменьшением обязательств по сравнению с первоначальной декларацией, то проверкой в автоматизированном режиме вы уже не отделаетесь. Ведь при уменьшении суммы налога к уплате у вас может возникнуть переплата, которую налоговики без боя, то есть без проверки, вам точно не верну тп. 2 ст. 88 , п. 6 ст. 78 НК РФ ; п. 3.5 Письма ФНС . Поэтому, если вы сдадите такую декларацию в ходе ВНП, «выездники» учтут данные уточненки, только если с момента представления уточненки прошло 3 месяца и при этом ВНП еще не закончена.

Если же уточненку с меньшей суммой налога к уплате вы сдадите после окончания ВНП, то есть после вручения вам справки, то налоговики вряд ли учтут данные этой декларации при составлении акта и вынесении решения по итогам ВНП. Но если при этом окончание трехмесячного срока проверки уточненки приходится на период, когда решение по результатам ВНП еще не вынесено, и если учет данных этой декларации поможет снизить доначисления по итогам ВНП, то имеет смысл в возражениях к акту ВНП напомнить налоговикам о представлении данной уточненки.

А вот сдавать уточненку с уменьшенными обязательствами за тот период, который «выездники» уже проверили, после вынесения решения по итогам ВНП чревато. Ведь тогда у вас могут провести повторную выездную проверку за этот же перио дподп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ . Правда, в этом случае многое зависит от цены вопроса: то есть если вы уменьшите налог, например, на 1000 руб., то повторную ВНП вряд ли назначат. Если же уменьшение будет, допустим, на миллионы, то вероятность проведения повторной проверки резко возрастает.

Уточненки по НДС на особом положении

Проверка уточненной декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещени юстатьи 176 , 176.1 НК РФ имеет свои тонкости:

  • даже если вы представите подобную уточненку в ходе ВНП, проверять ее будут все равно «камеральщики »п. 3.5 Письма ФНС . Они же будут составлять акт камеральной проверки. Следовательно, данные этой декларации «выездники» учитывать не будут. Но может быть исключение из правила - если процедура КП завершена до окончания ВНП;
  • если вы представите первоначальную декларацию по НДС, где заявите налог к возмещению, а затем, до вручения акта КП, сдадите уточненку (также с возмещением), то акт по первоначальной декларации все равно будет вынесе нп. 3.7 Письма ФНС ; ст. 176 НК РФ . При этом, если в уточненке сумма возмещения будет меньше, чем в первоначальной декларации, вам возместят меньшую сумму. Безусловно, речь идет о тех случаях, когда претензий к заявленной к возмещению сумме у налоговиков нет, то есть они полностью согласны с ней.

В решении по итогам проверки есть фраза о том, что плательщику по результатам ревизии предлагается внести исправления в бухгалтерский и налоговый уче тприложения № 12 , 13, утв. Приказом ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] . Многие расценивают эту фразу как сигнал к представлению уточненки после окончания проверки. На самом деле достаточно внести необходимые исправления в свой учет, а уточненку сдавать не нужн оп. 3.1 Письма ФНС .

К визиту надзорных органов следует тщательно подготовиться, чтобы избежать предписаний и штрафов. Мы расскажем, что проверяет Роспотребнадзор, как применяются проверочные листы, действительно ли плановые проверки собираются отменить.

Из статьи вы узнаете:

Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке

РПН проводит надзорные мероприятия согласно 294-ФЗ, по месту деятельности проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.

Во время плановой проверки инспектор Роспотребнадзора обязательно осмотрит производство, офисы, склады, транспортные средства и т.п. Если проверяющего сопровождает уполномоченный от работодателя сотрудник, ему необходимо выдать доверенность. Инспектор снимет с нее копию.

Важно знать, что:

Инспектор затребует учредительные документы и платежные реквизиты, сведения о руководителе организации, подтверждение его должностных полномочий. В случае выявления нарушений на руководителя будет составлено постановление об административном правонарушении, поскольку он является должностным лицом.

Если вы арендуете здание или помещение, офис или цех, нужны будут сведения о праве аренды. Если же здание принадлежит вам, то приготовьте подтверждение права собственности.

Не удивляйтесь, если с вас запросят проект организации строительства (ПОС) и . Меры безопасности, указанные в них, должны быть соблюдены при организации стройплощадки.

Инспектор проверит наличие договора на утилизацию отходов жизнедеятельности, договоры на обслуживание туалетов, спросит, как хранятся СИЗ и личная одежда. Если шкафчики будут не раздельными, организация получит штраф.

Если в санитарно-бытовом помещении инспектор увидит грязный кулер, он запросит договор на его саночистку. Не будет договора – штраф. Будет договор – заставит устранить нарушения требований к питьевой воде. При этом не только руководитель будет отвечать за нарушения. Инспектор запросит с вас приказ о назначении ответственного за осуществление производственного санитарного контроля.

Отдельные вопросы у проверяющих вызывает труд инвалидов, женщин, мигрантов, пользователей ПЭВМ, сварщиков, водителей ТС. Подготовьте справки произвольной формы, что у вас не работают несовершеннолетние, а для инвалидов и беременных создайте оптимальные и допустимые условия труда .

У вас должны вестись журналы и графики работы газоочистных сооружений, заключены договоры на оказание услуг по чистке и обслуживанию вентиляции и кондиционированию воздуха. Картриджи на принтерах должны заменяться вовремя, подтверждением этому будут служить акты передачи их на утилизацию.

Обращение с отходами, установление санитарно-защитных зон – обязательные вопросы при проверке. Договор на вывоз твердых бытовых отходов должен быть в наличии.

Подготовьте для инспектора копии документов и заверьте их печатью организации, отдайте на визирование в юридическую службу, никаких нотариальных заверений не требуется:

  • коллективный договор, табель учета рабочего времени;
  • перечень применяемого в работе сырья и материалов;
  • перечень эксплуатируемого производственного оборудования, при этом у вас должны быть сертификаты соответствия на оборудование.

Если сертификатов на момент приобретения оборудования не было (станки советского периода), соберите копии паспортов.

Также подготовьте для инспектора . Будьте готовы подкрепить фактическое её выполнение данными лабораторно-инструментального контроля, который был проведен силами аккредитованной лаборатории в течение последних 3 лет, предшествующих проверке.

Предоставьте по первому требованию инспектора список контингентов, поименный список, график на периодический медосмотр, заключительные акты по периодическому и медзаключения по предварительному медосмотрам.

Медкнижки работников будут проверены выборочно при личном общении инспектора с персоналом. Подготовьте помещение для такой беседы.

Не удивляйтесь, если инспектор запросит документы по обеспечению работников СИЗ . В первую очередь, сделайте копию договора на стирку и химчистку, график стирки, копии с карточек учета выдачи снимать не обязательно, это можно сделать, если потребуется. Также инспектора заинтересуют сертификаты и декларации на СИЗ. Покажите ему папку. Если сохраняются этикетки, то их предъявите также в файле. Копии с деклараций инспектор скорее всего не запросит, если только не возникнет каких-либо дополнительных вопросов.

Инспектор обязательно проверит, как вы оборудовали помещение для приема пищи, гардеробную и душевую, поэтому постарайтесь убрать все лишнее, приберитесь в холодильниках, не нарушайте продуктовое соседство. Холодильник должен убираться регулярно, на нем разместите график уборки.

Частый вопрос инспектора: как вы боретесь с крысами и тараканами. Должен быть заключен договор на периодическую дератизацию (крысы, мыши, и другие грызуны) и дезинсекцию (комары, мухи, тараканы и прочие насекомые) со специализированной организацией. Перечень таких организаций размещен на сайте ТУ Роспотребнадзора .

Если у Вас не произошел переход с люминесцентных и ртутьсодержащих ламп, то приготовьте документы по утилизации. Кроме этого инспектора может заинтересовать состояние сварочных постов и строительный мусор на площадке (шлам, опилки, ветошь).

Чек-листы включают в себя набор требований, касающихся повышенного уровня риска и потенциального ущерба. Из существующих норм Роспотребнадзором выделены те, которые обеспечивают защиту от существенных рисков. Именно на них должны будут сконцентрироваться инспекторы.

Во время проверок инспекторы Роспотребнадзора не вправе . Список контрольных вопросов применяется сугубо при плановых выездных проверках. Внеплановая этого не предусматривает и проводится только по предмету, указанному в постановлении.

В чек-листах представлен законодательный минимум, соблюдение которого является залогом соответствия услуг и продукции требованиям безопасности. На сайте ведомства публикованы проверочные листы в области общественного питания, торговли, индустрии красоты (парикмахерские, барбершопы, салоны красоты, солярии и т.п.). Также разработан и опубликован список вопросов к организациям розничной торговли пищевыми продуктами, напитками и сигаретами.

Пример проверочного листа Роспотребнадзора: список основных контрольных вопросов для предприятий торговли

Плановая проверка Роспотребнадзора – порядок проведения

Процедура установлена в Административном регламенте и утв. Приказом Главного санитарного врача России № 764 от 16 июля 2012 года. Проверяющий орган должен поставить в известность организацию за 3 рабочих дня. При этом уведомление чаще всего направляется не заказным письмом, а файлом по электронной почте.

Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом малые предприятия можно проверять не больше 50 часов в год, микропредприятия – 15 часов в год. Это указано в пунктах , Административного регламента.

При проверочных мероприятиях должен учитываться режим работы поднадзорной организации. Режим труда и отдыха не разрешается нарушать никому. Если инспектору будет недостаточно времени для экспертизы, он может ходатайствовать об увеличении срока проверки ().

Во время плановой проверки Роспотребнадзор:

  • рассматривает документы, касающиеся требований санитарного законодательства;
  • обследует производственные и прилежащие территории и объекты защиты, технологическое оборудование, транспортные средства, сырье, грузы, готовую продукцию и полуфабрикаты;
  • осуществляет отбор и исследование проб продукции, смывы, отбор воздуха на исследование окружающей и производственной среды, проводит необходимые экспертизы.

Выездную проверку проводят, если ():

  • нужно обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, транспортные средства и грузы;
  • нужно взять пробы или образцы продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, провести экспертизы и расследования;
  • во время документарной были установлены признаки нарушения обязательных требований.

Документарную проверку Роспотребнадзор проводит удаленно, без выезда в организацию. Инспекторы направляют в организацию мотивированный запрос документов, которые будут проверять. Копии указанных документов нужно представить в течение 10 рабочих дней. Копии заверяют печатью и подписью руководителя или другого ответственного лица. Документы можно представить и в электронном виде ().

После проверки Роспотребнадзор оформляет ее результаты:

  • составляет акт;
  • вручает или направляет акт проверяемым лицам;
  • направляет в прокуратуру копию акта, если прокуратура согласовывала проверку.

Акт проверки инспекторы оформляют в двух экземплярах по типовой форме.

К акту проверки прилагают документы или их копии, в том числе:

  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
  • объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
  • предписание об устранении выявленных нарушений, иные документы или их копии.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручают уполномоченному представителю проверяемой организации. Если акт вручить невозможно или проверяемый отказывается подписать акт, его направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

По итогам проверки инспекторы Роспотребнадзора:

  • выдают предписания об устранении выявленных нарушений;
  • контролируют устранение выявленных нарушений, а также предотвращают возможный вред;
  • привлекают лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Предписание об устранении выявленных нарушений направляют проверяемому лицу вместе с актом. С целью контроля за устранением выявленных нарушений в течение месяца после окончания срока, отведенного на этот процесс, РПН проводит внеплановую проверку ().

К административной ответственности нарушителей привлекают на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если будут установлены признаки преступлений, инспекторы направляют в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Информацию о результатах проверок Роспотребнадзор размещает на своем официальном сайте в течение пяти рабочих дней со дня подписания актов.

Отмена плановых проверок Роспотребнадзора в 2019 году?

Роспотребнадзор предложил в целях снижения нагрузки на бизнес отменить плановые проверки. Вместо них РПН предлагает проводить с компаниями совместную профилактическую работу. Это касается надзора за сферой защиты прав потребителей.

Порядок действий при проведении проверки любым гос. органом следующий:

    Поздороваться и включить диктофон . Включайте диктофон и делайте запись в открытую. Вы говорите: "Господа проверяющие, одну секунду. Это диктофон, он включен. Пожалуйста, говорите".

    • Если вы боитесь включать диктофон и записывать на него все происходящее, то назначьте (приставьте) к каждому проверяющему по одному своему работнику с планшеткой и бумагой и пусть он записывает каждое действие, каждый шаг, каждое слово проверяющих. Записывать необходимо открыто и ровно то, что происходит и/или говориться, без своих выводов и комментариев. При необходимости покажите проверяющему то, что вы записываете.

      Если вы и это боитесь сделать, тогда пусть «приставленные» сотрудники запоминают все, что происходит и говорится.

      Помните:

      «Штатные сотрудники настолько «рассудительны», что думают, будто эти представители подавляющих групп присутствуют здесь в силу необходимости, или выполняют какую-то полезную функцию, или что им можно что-то доказать. Все это ерунда.
      ... Не бывает хороших агентов властей или подавляющих групп. Чем дольше вы стараетесь быть с ними любезными, тем хуже для вас. И чем скорее вы поймете это, тем счастливее будете». Л.Р. Хаббард работа от 26 декабря 1966 года.

    Попросить показать их удостоверения личности. Они обязаны это сделать. Они обязаны держать их в руках на расстоянии доступном вам для чтения.

    Переписать себе все данные удостоверений всех сотрудников полиции (налоговой инспекции, МЧС, ФМС и т.д.). Не забудьте переписать название органа выдавшего удостоверение и срок, до которого оно действует. Помните, часто на проверку приходят «залетные» товарищи, «перепутавшие» территорию для проверки. Иногда приходят на проверку с удостоверениями, в которых просрочен срок действия удостоверения. Таким товарищам спокойно предложите покинуть помещение.

    Попросить предъявить Постановление на проведение проверки .

    Сделать копию Постановления . Они обязаны позволить снять вам копию, обязаны.

    Сравнить ФИО проверяющих из удостоверений с данными указанными в Постановлении . Часто бывает так, что на проверку приходят «лишние» сотрудники милиции не указанные в Постановлении. Таким также предложите покинуть помещение.

    Предъявить свои документы (паспорта). Директор, также, может предъявить Протокол собрания Участников (учредителей) о назначении его директором. Не будет ничего страшного, если вы предъявите договор аренды помещения и нотариально заверенные копии учредительных документов. Пожалуйста, держите подлинники учредительных документов вне офиса. Для госорганов вполне достаточно нотариально заверенных копий.

    Попросите у проверяющих номер телефона начальника , который их послал на проверку, и позвоните ему, выяснив, действительно он направлял их к вам на проверку. Обычно они дают номер телефона дежурной части. Помните: минимум 30% Постановлений на проведение проверки полностью липовые. Т.е. выписанные самими операми. И еще процентов 20% Постановлений действительно подписывались начальником, но также как и в первом случае, не регистрировались в журнале проверок в УВД. Эти данные взяты мной от самих сотрудников полиции и подтверждаются различными источниками и моей практикой.

    Дайте проверяющим книгу Контрольных проверок и пусть они сами запишут себя в эту книгу.

    Проверить правильность составления (содержания) Постановления на соответствие законам. На 1 мая 2009 года я не обнаружил утвержденную МВД форму Постановления. Пока используйте стандарты статьи 14 Закона 294-ФЗ.

    Если все у них правильно показать им все запрашиваемые ими документы. Если нет, предложить им прекратить (не начинать) проверку и покинуть помещение. Если они откажутся покинуть помещение, то выполняйте их требования. В бизнесе бывают разные ситуации и здесь нужно проявлять разумность в предоставлении документов и информации.

    Не оставляйте проверяющих без внимания и полного контроля. Записывайте на диктофон, бумагу все их действия, слова, абсолютно все.

    Помните: осмотр помещений, осмотр ящиков, шкафов, личных вещей, изъятие чего бы то ни было, происходит только в присутствии двух понятых, не заинтересованных в исходе проверки. Понятые не приводятся сотрудниками милиции с собой и не назначаются из их числа или числа ваших сотрудников. Этот пункт хронически нарушается.

    Не отвечайте на вопросы, если не знаете ответа или не уверены, что ответ правильный и вам он не повредит. Но и не молчите. Говорите, что угодно, давайте уклончивые ответы и т.д.

    Внимательно читайте все Протоколы, Акты и т.д. и смело записывайте туда все свои несогласия. Не отказывайтесь от подписи. Это не работает. Лучше записать в протоколы (и прочие документы) все то, с чем вы не согласны и что, на ваш взгляд проверяющие делали неправильно.

    Помните, что если строго следовать букве закона, то сотрудники органов имеют право проверять предприятие только в присутствии ген. Директора (ИП) или другого лица, которому ген. директор выписал доверенность на право представлять интересы предприятия на основании статьи 185 ГК РФ. Согласно ст. 2.4 и 25.3. КоАП , согласно статьи 40 ФЗ об «ООО», закона 129 ФЗ «О государственной регистрации....» единственным законным представителем юридического лица является ген. директор (директор, исполнительный директор). В случае отсутствия законного представителя юрлица, проверка может быть проведена в присутствии двух представителей районной Администрации.

По результатам проверки они обязаны составить Акт проверки и если были нарушения, то и Протокол об административном правонарушении.

Если они осматривали ваше помещение, столы, шкафы, личные вещи (ст. 27.7 КоАП) и т.д., то они обязаны были это делать в присутствии 2х не заинтересованных понятых и по результатам осмотра обязаны составить Протокол Осмотра. Этот пункт также постоянно ими нарушается.

Если они приняли решение изъять у вас какие-то документы и вещи, то также составляется протокол Изъятия (ст. 15 ФЗ «Об ОРД», с приложением подробной описи изъятых документов. И здесь постоянно сотрудниками органов делаются ошибки.

Необходимо помнить вот что – любая проверка, и какие бы не были ее результаты, это всего лишь первый шаг, который еще не говорит ни о каких наказаниях. Т.е. здесь, на этом шаге не принимается решение о наказании. Это лишь констатация каких-то фактов с точки зрения проверяющих и не более.

После проверки ваши действия следующие

    Погулять. Во время прогулки направляйте свое внимание на предметы находящиеся вокруг. Нужно немного отвлечься от отрицательных эмоций, которые вы получили во время проверки.

    Выписать на бумагу все ваши отрицательные эмоции, если таковые будут, и когда закончите, порвите написанное. На отдельном листе записывайте решения и осознания. В процессе выписывания отрицательных эмоций, у вас (это возможно) будут появляться разумные решения и осознания.

    Опишите сами весь ход проверки "как-есть". Вам и вашему юристу потребуются факты. Описывайте ход проверки без каких-либо искажений.

    Пусть каждый ваш сотрудник, который тем или иным образом имел отношение к проверке опишет ситуацию и все, что он видел "как-есть".

    Сделайте распечатку диктофонной записи.

    Соберите все Постановления, Акты, Протоколы и т.д., которые сотрудник милиции оставили вам по результатам проверки.

    Изучите все изложенное в пунктах 3-6. Обратите внимание на ссылки, которые присутствуют в официальных документах проверяющих. Изучите их все.

    Соберите и изучите всю информацию о том, как в точности должны были действовать проверяющие. (Смотрите диск с материалами). Во время изучения данных материалов, записывайте те статьи законов, которые были нарушены проверяющими. Записывайте, что точно было нарушено.

    Сами или с помощью специалистов сделайте полную проверку своего предприятия на предмет нарушения законов РФ.

    Составьте программу устранения недостатков и приступите к ее реализации, начав с тех недостатков, которые были выявлены во время проверки.

    Если вам назначили дату рассмотрения вашего дела буквально на следующий день, и вы не успеваете хорошо подготовиться, то составьте ЛЮБУЮ жалобу на имя начальника Органа и в ней выразите свое несогласие с результатами проверки и попросите перенести рассмотрение вашего административного правонарушения на более поздний срок. Они обязаны дать вам время до двух недель.

    Быстро устраняя свои недостатки, подготовьте Доклад уведомление (жалобу), с соблюдением следующего алгоритма (следующих шагов):

    1. Дайте фактор реальности о том, когда проходила проверка, чего, кого проверяли, кто проверял. Начальник, читающий жалобу не должен гадать, кто вы и что вы.

      Дайте подтверждение системе. Вы не боритесь с системой и не обвиняете систему. Дайте подтверждение начальнику. Вполне возможно, что он никуда никого не посылал. Поблагодарите начальника за предоставленную возможность навести больше порядка в своем бизнесе.

      В этом разделе опишите все нарушения проверяющих с точным указанием того, что ими было нарушено, что было сказано в нарушение закона, что было сделано в нарушение закона. Точно процитируйте статьи законов, которые были ими нарушены.

      Предложите начальнику принять меры административного (при необходимости уголовного) характера к своим сотрудникам, нарушившим закон. Дайте начальнику точные цитаты из законов, на основании которых он должен наказывать своих подчиненных. Покажите ему путь, которым он должен действовать в отношение своих подчиненных.

      Данный пункт в первом докладе не обязателен. Вы действуете по градиенту этических действий. При направлении жалобы в прокуратуру, в данном пункте укажите порядок действий прокуратуры по проверке соблюдения законности со стороны милиции. Помните, прямая обязанность прокуратуры контролировать законность деятельности милиции.

      Напишите, что вы устранили те недостатки, которые обнаружили проверяющие.

      Сославшись на , ст. 26.2. п.3 КоАП и т.д. предложите в силу тех нарушений, которые допустили проверяющие, вас не наказывать и дело прекратить.

      Направьте внимание начальника на соблюдение законов РФ и пожелайте ему успехов в его работе.

      К жалобе приложите копии:

      • Объяснительных ваших сотрудников, из которых следуют нарушения проверяющих, но отсутствует описание ваших нарушений.

        протоколов, актов и других документов подтверждающих, что вы устранили все нарушения.

        приказов о наказании ваших сотрудников допустивших нарушения.

        Любые иные документы, подтверждающие, что недостатки устранены и вас наказывать не за что, но зато надо уладить этику сотрудников органов.

Один экземпляр данного документа отдайте в канцелярию органа, добившись, чтобы на втором экземпляре они поставили отметку о принятии этого документа.

С третьим экземпляром сходите к старшему от проверяющих, дайте ему прочитать вашу жалобу и спросите у него, что он обо всем этом думает. Спросите, существует ли законный способ прекратить дело. Если будет антагонизм – уладьте. Если не получиться переходите к следующему пункту.

Оставьте третий экз. у старшего проверяющих, а с четвертым сходите на прием к начальнику всех проверяющих. Дайте ему почитать вашу жалобу и, спросите, как вам быть дальше. Обычно на этом все и заканчивается.

Если нет, то дождитесь даты рассмотрения дела и придите на рассмотрение дела об админ. нарушении со своим юристом вашим представителем (предварительно выпишите ему простую форму доверенности на основании ст. 185 – 186 Гражданского кодекса) или адвокатом. Не оправдывайтесь, не обвиняйте, направляйте беседу на улаживание ситуации. Если столкнетесь с жесткой критикой …, прекратите этот разговор и пусть выписывает Постановление о вашем нарушении.

Впишите в это постановление все свои несогласия.

Далее ваши действия следующие:

Подготовьте (пусть подготовит грамотный юрист или адвокат) заявления в суд на (тут могут быть варианты):

    Незаконные действия сотрудников органов.

    На признание незаконным не нормативного правового акта органа.

    Подайте заявления в суд.

    Выиграйте дело, это, как правило, совсем не сложно.

    Завершите наведение порядка в бизнесе (возможно, его легализацию) и завершите выполнение Состояния Чрезвычайного положения. Смотри книгу «Этика».

    Поддерживайте введенными, внедренными все юридические нюансы вашей организации.

То чего никак не могут понять законодатели и люди, ратующие за применение Уголовного кодекса РФ в отношение предпринимателей, это то, что жесткими мерами, камерами и наказаниями эту проблему не решить. И то, что именно власть несет ответственность за то, чтобы предприниматель платил налоги добровольно и получал от этого удовольствие. Это не сложно сделать. И это тема следующих статей.

Получайте удовольствие от жизни и платите налоги. Да, платите, несмотря на то, что налоги разворовываются, несмотря на то, что значительная часть ваших налогов идет на личное потребление владельцев финансово-экономической пирамиды созданной на этой планете.

Выбраться из болота можно только пройдя через него. И будучи добросовестным плательщиком налогов, вы и ваш «сосед» сможете влиять на власть этичными методами, с целью изменить налоговую систему, сделав ее хотя бы приемлемой.

В какой-то статье я прочитал, что в 2008 году на налоговую реформу и изменение налогового законодательства потратили более 3 миллиардов рублей. Я не знаю, правда это или нет. Я точно знаю другое (и готов лично это сделать, раз и навсегда, за те же три миллиарда рублей), Налоговый кодекс может поместиться на 50 страницах, его можно сделать простым, понятным каждому, не изменяемым десятилетиями.

Я знаю, что госаппарат и все бюджетные расходы могут легко уложиться в 10% совокупного налогообложения от вашей «грязной» прибыли и кому угодно готов это доказать на цифрах и фактах. И знаете, для этого надо не так уж много сделать. Нужна самая малость – ваше желание это сделать, ваше намерение и ваши действия на пути к этой цели.

Данная работа написана на основе законов России и личного опыта автора в 2009 году (по материалам http://www.legalbis.ru)