Страна которая имеет определенные границы. Определения страна территория имеющая определенные границы. задание. Что такое социальная структура

Определения Страна – территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство – политическая Государство организация данной страны (режим, форма правления). Общество – социальная организация Общество данной страны (социальная структура).

Форма государства УЧИТЬ НАИЗУСТЬ!!! проверяем Форма государства Территориальногосударственное устройство Унитарное Федерация Конфедерация Содружество Форма правления 1. Монархия Абсолютная Ограниченная 2. Республика Парламентская Президентская Смешанная Политический режим 1. Демократический 2. Недемократический Авторитарный Тоталитарный Тирания (ист.) Деспотия (ист.)

1. Территориальное устройство Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами, не имеют политической самостоятельности, подчиняются единым центральным органам власти.

Федерация - форма гос. устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими определённой политической и юридической самостоятельностью.

Типичные тесты 1. 2. 3. 4. Приведенном списке даны черты сходства и отличия понятий «страна» и «государство» . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – черт отличия. Территория с определенными границами. Имеет определенный тип режима власти. Наличие государственного суверенитета. Имеет органы и структуру управления. Черты сходства 1 3 Черты отличия 2 4

I. Государство Z разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинций назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государственного устройства страны Z? 1. Монархия. 2. Унитарное государство. 3. Федеративное государство. 4. Республика. II. Организация Р. распространило свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организация – это 1. Государство. 2. Политическая партия. 3. Общественная организация. 4. Ведомство.

3 типа правления. «Правильные» и «Неправильные» формы (древнегреческие мыслители) Автократия (тирания, диктатура) Олигархия Охлократия Власть одного Монархия Власть меньшинства Аристократия Власть большинства Демократия

1. Монархия – ф. п. , при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху и, как правило, передаётся по наследству. Абсолютная Монарх – глава государства Единоличное правление Власть священна Передается по наследству Катар, Кувейт, Саудовская Аравия… Ограниченная (конституционная, парламентская) Юридическое ограничение власти монарха конституцией или парламентом Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Япония…

2. Республика - (лат. res publica, «общее дело») - ф. п. , при которой все высшие органы государственной власти избираются, а граждане обладают личными и политическими правами парламентская Парламент – ведущий орган Он формирует правительство, которое отчитывается перед парламентом, президента избирает парламент Италия, ФРГ президентская смешанная Президент – глава государства, правительства Сильная президентская власть Выбирается прямым голосованием Формирование правительства происходит с участием парламента. США Франция

1. Президент избирается коллегией выборщиков. 2. Президент возглавляет исполнительную власть 3. Президент, по согласованию с Конгрессом, определяет основы внешней и внутренней политики 4. Правительства не существует. Министры назначаются Президентом

ФРГ Канцлер ФРГ Ангела Меркель (ХДС) ФРГ – парламентская республика Фигура президента является формальной Канцлер – глава правительства, лидер победившей на выборах в Парламент партии Канцлер определяет основную линию всей внутренней и внешней политики страны.

Президент Франсуа Олланд 1. Президент избирается населением 2. Правительство возглавляет лидер большинства в Парламенте 3. Президент определяет внешнюю и оборонную политику 4. Правительство определяет внутреннюю политику

www. Wikipedia. org Синий - президентские республики, полное руководство исполнительной властью президентом, президент является главой правительства Жёлтый - смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) - правительство подотчётно парламенту и президенту, парламент влияет на выбор главы правительства Оранжевый - парламентские республики, парламент формирует правительство Красный - парламентарные конституционные монархии, парламент формирует правительство, а монарх не обладает реальной властью

2. Политический режим – совокупность методов, средств, приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы

Признаки демократического режима, стр. 235 Демократия – греч. demos – народ + cratos – власть Принцип народовластия. Народ – источник власти Принцип большинства Право меньшинства на оппозицию Влияние народа на выработку политических решений, парламентаризм Правовое государство. Гарантия прав и свобод человека и гражданина Плюрализм – многообразие

Признаки авторитарного режима, стр. 234 - Диктатура одного человека или группы лиц. Концентрация власти в руках небольшого круга лиц (элиты) - Власть неподконтрольна гражданам, опора на силу - Монополизация политики при отсутствии тотального контроля за обществом - Некоторая свобода в неполитических сферах (экономика, наука, культура). - Права и свободы могут быть нарушены в любой момент

Признаки тоталитарного режима, стр. 234 Всеобъемлющий контроль над личностью и обществом Монополия на власть. Правитель с неограниченной властью. Культ личности. Диктатура одной партии. Отсутствие политической оппозиции, репрессии Тотальный полицейский контроль Контроль за частной жизнью граждан Контроль за СМИ Централизованная экономика

Тесты В 2. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками. Характеристики Типы режимов А. Гарантии прав и свобод личности Б. Власть единой массовой партии В. Официальная обязательная идеология. Г. Политический плюрализм 1. Демократический 2. Тоталитарный 1221

Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности называется 1. Форма правления. 2. Государственное устройство. 3. Политическая система. 4. Политический режим.

Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе? А. Права человека присущи всем людям от рождения. Б. Права человека могут быть дарованы государством своим гражданам. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

1. 2. 3. 4. Что характеризует демократический режим? Командно-административные методы управления. Всесторонний контроль государства над жизнью общества. Господство исполнительной власти. Равенство граждан перед законом.

Включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления

Краткая характеристика

1.индустриальное,

2.доиндустриальное,

3.постиндустриальное.

4 задание. К фундаментальным институтам общества относятся:

1. семья, 5. государство

2. здравоохранение, 6. образование(культура и наука),

3. производство, 7. религия.

4. армия и суд

5 задание. Борьба за власть и ее защита - это основной вопрос:

1.экономической сферы общества,

2.политической сферы общества,

3.социальной сферы общества.

6 задание. Выберите верное утверждение

2. Глобализация - это исторический процесс превращения научно-технического прогресса в основную движущую силу общества.

3. Ближайшее окружение индивида - его родители, родственники, друзья.

4.В широком смысле под обществом надо понимать конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

2 часть. Экономическая сфера.

5.капитал,

7.управление.

2 задание. Заполните схему

Основные экономические функции

3 задание Какие три функции выполняют деньги:

1.средство обращения, 5.мера потребления,

2.способ измерения, 6.средство накопления.

3.средство приобретения,

4 задание. Между спросом и предложением следующая зависимость:

1.спрос растет - растет и предложение,

2.предложение падает - падает и спрос,

3.предложение растет - растет и спрос.

5 задание. Спрос потребителя определяется :

1.размерами индивидуального дохода,

2.самыми необходимыми потребностями,

3.модой, т. е. общественной оценкой того, что стоит сегодня покупать, а что - нет,

4.ценами на товары-заменители,

5.все вместе.

6 задание. Парной спросу категорией является…

2.прибыль

3.предложение

7 задание. Выберите верное высказывание.

1. Чем более редка вещь, тем выше цена на нее и, следовательно, меньше людей захотят ее купить.

2.Экономически активным населением называют детей, стари­ков и инвалидов.

5. Купить подешевле, а продать подороже - основной закон бизнеса.

6. Производительный труд не создает товары.

7.Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.

8 задание. Найдите соответствие

А - маркетинг Б - спрос В - цена Г - конкуренция Д - монополия Е - дефицит

1-недостаток товаров

2- соперничество между людьми, их организациями в достижении сходных целей, результатов

3- наличие на рынке небольшого числа продавцов, каждый из которых влияет на общий объем предложения, на цену товара, обладает исключительным правом в какой либо сфере государственной деятельности.

4- система управления производственно - сбытовой деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка

5- намерение покупателей приобрести данный товар, подкрепленное денежной возможностью.

6-количество денег(или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

3 часть. Социальная сфера

1.совокупность всех статусов,

2.совокупность всех норм,

3.взаимосвязь социальных отношений,

4.социальные взаимодействия.

А - страта Б - статус В - социальная группа Г - социальная стратификация

1- процесс и результат расслоения общества

2- социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.

3- место человека в социальной структуре общества

4- совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.

3 задание Выберите верные высказывания

1. В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом.

2. Каждая страта включает тех людей, кто имеет неодинаковые доходы, власть, образование и престиж.

3. Относительная бедность - невозможность поддерживать уро­вень приличествующей жизни.

4. Бедные - это люди, способные удовлетворять только физиче­ские потребности, обеспечивающие лишь биологическое выживание.

5. Этнос - собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народ­ность или нацию.

6. В СССР бедных было значительное большинство.

7. Этноцентризм - совокупность неправильных представлений одной нации о другой, свидетельствующих о ее превосходстве.

1 часть «Общество»

1задание. Найдите соответствие:

А - 3 Б- 1 В - 2 Г - 4

1- политическая организация, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления

2- территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

3- обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

4- все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений.

2 задание. Впишите в таблицу название общественной сферы

Краткая характеристика

Экономическая сфера

Включает виды деятельности:

производство, распределение, обмен, потребление.

Духовная сфера

К данной сфере относятся университеты, музеи, театры, памятники культуры, религиозные общины.

Социальная сфера

Охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом.

Политическая сфера

Включает в себя президента, правительство, парламент, местные органы власти, силовые структуры и негосударственные объединения (политические партии)

3 задание. Какое общество называется традиционным:

2.доиндустриальное,

4 задание. К фундаментальным институтам общества относятся: 1,3, 5, 6, 7

2 часть. Экономическая сфера.

1задание. К основным ресурсам экономики относятся:

1.земля, 3.труд, 5.капитал, 7, управление

2 задание Какие три функции выполняют деньги:

Средство обращения, .мера стоимости, .средство накопления.

3 задание. Между спросом и предложением следующая зависимость:

1.спрос растет - растет и предложение

3 часть. Социальная сфера

1 задание. Что такое социальная структура:

1.совокупность всех статусов,

2 задание Найдите соответствие

Место работы: МБОУ СОШ №3 г. Бородино Красноярского края

Вариант 1.

1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом, обозначается термином:

1) государство;

2) страна;

3) общество;

4) сообщество.

2. Верны ли следующие суждения о типологиях обществ?

А. Согласно одной из первых типологий, общества делятся на дописьменные и письменные.

Б. Типология, которая появилась в XIX веке, в качестве главных критериев классификации обществ выделяет способ производства и форму собственности.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Около 30 тыс. лет назад у людей появилась наскальная живопись. Это проявление:

1) экономического прогресса;

2) технического прогресса;

3) культурного прогресса;

4) промышленной революции.

4. Талант и гениальность проявляются:

1) только в раннем детстве;

2) только в зрелом возрасте;

3) в любом возрасте;

4) всегда с рождения.

5. Верны ли следующие суждения о неудовлетворённых потребностях?

А. Подавление потребностей деформирует личность человека.

Б. Неудовлетворённые потребности больших групп населения могут привести к выступлениям против власти.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

    Социализация проходит в:

    1. группе друзей;

      верно всё перечисленное.

    К экономической сфере относится:

    1. потребление материальных благ;

      создание политических партий;

      получение образования;

      организация местного самоуправления.

    Для существования рыночной экономики необходимо:

    1. отсутствие частной собственности на средства производства;

      запрет конкуренции;

      свобода выбора производителей в принятии решений;

      всё вышеперечисленное.

    К способам воздействия государства на экономику относится:

    1. налогообложение;

      предоставление льгот;

      правовое регулирование;

      всё вышеперечисленное.

    Примером социальной группы является:

    1. средний класс в обществе;

      городские жители;

      верно всё перечисленное.

    Нации возникают:

    1. с появлением человека разумного;

      с возникновением государства;

      с развитием капиталистических отношений;

      на современном этапе развития общества.

    Наиболее распространенной причиной развода в современном обществе является:

    1. несходство характеров супругов;

      отсутствие общих интересов;

      алкоголизм одного из супругов;

      верно всё перечисленное.

    Верны ли следующие суждения о конфликтах?

А. Определение масштабов конфликта связано с серьёзностью его последствий.

Б. Наиболее масштабные конфликты случаются чаще, чем незначительные.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

В1 . Найдите черты сходства и отличия между семейным бюджетом и государственным бюджетом.

    имеет юридическую силу;

    содержит статьи расходов на социальные нужды;

    состоит из доходной и расходной частей;

    включает оплату управленческого аппарата;

    пополняется за счёт налогов с населения.

Черты сходства

В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) Социальный статус 1) Место человека в социальной структуре

общества.

Б) Социальная группа. 2) Совокупность представлений,

существующих в обществе, о поведении,

правах и обязанностях человека,

занимающего определённое положение.

В) Социальная роль. 3) Совокупность людей, выделенных

по каким – либо социально – значимым

признакам.

Г) Имидж. 4) Определённое поведение,

соответствующее положению человека

в обществе.

В3 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к предпринимательству.

Малый бизнес, прибыль, корпорация, социализация .

В4 . Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности.

    Человек с рождения является личностью;

    Формируется в течение длительного времени;

    Формируется в процессе социализации;

    Проявляется вне общества;

    Выражается в самостоятельных поступках.

В5 . Все перечисленные ниже термины, за исключением одного относятся к понятию «функции денег».

Мера стоимости, средство платежа, прибыль, мировые деньги.

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В6 . Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.

    Загрязнение окружающей среды;

    Угроза ядерной войны;

    Ограниченность ресурсов;

    Кризис перепроизводства;

    Рост числа неполных семей.

С1 . Что такое социальная мобильность? Приведите примеры горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

Вариант 2.

    Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относятся к:

    экономической сфере общества;

    политической сфере общества;

    социальной сфере общества;

    духовной сфере общества.

    Верны ли следующие суждения о последствиях воздействия человека на природу?

А. К негативным последствиям человеческой деятельности относится ежегодное сокращение биологических видов.

Б. Глобальной проблемой являются климатические изменения, вызванные деятельностью человека.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

    К началу 20 века некоторые народы Севера, входившие в состав Российской империи, не имели своей письменности, вели кочевой образ жизни, поклонялись языческим богам. Этот факт иллюстрирует:

      1. действие закона ускорения истории;

        действие закона неравномерности развития;

        проявление регресса;

        проявление технического прогресса.

    Верны ли следующие суждения о личности?

А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной степени.

Б. Потребность стать личностью проявляется у индивида как в обществе, так и вне общества.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

    Певец К. целый год готовился к победе на международном конкурсе вокалистов. Жюри присудило К. первое место. Это пример удовлетворения:

      1. физиологических потребностей;

        социальных потребностей;

        престижных потребностей;

        потребностей в безопасности.

    Певца С. после выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя аплодировали ему. Это пример:

      1. делового общения;

        повседневного общения;

        речевого общения;

        ритуального общения.

    Рынок регулирует отношения в сфере:

      1. производства;

        потребления;

        распределения;

    Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к:

      1. повышению цен;

        улучшению качества обслуживания;

        увеличению числа производителей на рынке;

4) росту затрат производителей на изготовление товара

    В рыночной экономике в отличие от командной:

      1. принимаются чёткие государственные планы по выпуску продукции;

        устанавливаются фиксированные цены;

        взимаются государственные налоги с населения;

        существует конкуренция.

    Укажите социальный статус, отличающий ребёнка от взрослого.

      1. спортсмен;

        собаковод;

        школьник.

    К характеристике класса бедных относится:

      1. экономическая самостоятельность;

        высокий уровень престижа;

        отсутствие политических прав;

        государственные дотации и пособия.

    К причинам этнических конфликтов можно отнести:

      1. бытовые предрассудки и стереотипы;

        политику дискриминации со стороны власти по отношению к одному из этносов;

        изгнание народа с территории проживания;

        верно всё вышеперечисленное.

13. Верны ли следующие суждения о роли семьи?

А. В семье происходит формирование индивида как личности.

Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определённому социальному слою общества.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

В 1. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.

    Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от неё;

    Включает в себя распределение и потребление;

    Включает помощь социально незащищённым слоям населения;

    Создаёт товары и услуги;

    Существует на всех стадиях развития общества.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Черты сходства

В 2 . Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) Традиционное общество. 1) Машинное производство — определяющий

фактор развития.

Б) Индустриальное общество. 2) Большая роль церкви и армии.

В) Постиндустриальное общество. 3) В экономике преобладает сфера услуг.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, характеризуют уровень жизни.

Условия труда, уровень образования, привычки, качество питания, условия проживания.

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В 4. Найдите в предложенном списке принципы предпринимательской деятельности.

    Отсутствие личной материальной ответственности.

    наличие экономической свободы;

    стремление к получению прибыли;

    отсутствие профессионального риска;

    наличие ресурсов для организации экономической деятельности.

В5 . Все перечисленные ниже слова, за исключением одного, относятся к приобретённому статусу.

Врач, мужчина, демократ, садовод .

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В 6 . Найдите в предложенном списке характерные черты доиндустриального общества.

    Преобладающая роль сельского хозяйства;

    большая роль религии и церкви;

    развитие промышленности;

    сословное деление общества;

    высокий уровень развития науки;

    преобладание городского населения над сельским.

С1 . Что такое налог? Приведите по одному примеру прямых и косвенных налогов.

Вариант 3.

1. Процесс формирования мирового сообщества тесно связан с процессом:

1) формирования военно – политических союзов;

2) создания независимых государств;

3) глобализации;

4) верно всё перечисленное.

    Верны ли следующие суждения о характеристиках отдельных типов обществ?

А. В традиционном обществе важная роль отводилась церкви и армии.

Б. В доиндустриальном обществе основными группами населения были предприниматели и наёмные рабочие.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

    Итогом неолитической революции является:

      1. переход от собирательства к земледелию;

        переход от мануфактуры к фабричному производству;

        появление социальных групп буржуазии и наёмных рабочих;

        появление массовой культуры.

    Каждый рождающийся в мире младенец является:

      1. гениальным;

        личностью;

        великой личностью;

        индивидом.

    Верны ли следующие суждения о проявлении потребностей?

А. Всем людям в равной степени присущи все потребности.

Б. Высшие (вторичные) потребности оказывают большое влияние на формирование личности.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

    После выхода на пенсию Л. Увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов – любителей. Это пример:

      1. воспитания;

        социализации;

        самовоспитания;

        самоконтроля.

    Основным подразделением в сфере производства выступает:

      1. органы местной власти;

      2. предприятие;

    Равновесная цена:

      1. возникает в условиях конкуренции;

        устанавливается государством;

        устраивает только покупателей;

        устраивает только продавцов.

    В командной экономике, так же как и в рыночной:

      1. отсутствует обмен;

        у работников нет мотивации к труду;

        прямые налоги;

        свободное ценообразование.

    Понятие «стратификация» обозначает:

      1. объединение;

        расслоение;

        перемещение;

        включение в сообщество.

    Субъектом конфликта выступает:

      1. благо, из – за которого происходит конфликт;

        ситуация, ведущая к конфликту;

        результаты конфликта;

        стороны – участники конфликта.

    Нуклеарная семья:

      1. наиболее распространена в аграрном обществе;

        включает не менее трёх поколений прямых родственников;

        является малой социальной группой;

        не предполагает общность быта.

    Верны ли следующие суждения о среднем классе?

А. В современных западных странах средний класс составляет основу общества.

Б. В России в 1990-е гг. средний класс пополнился беженцами, пенсионерами и иностранными рабочими.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

В 1. Найдите черты сходства и отличия между врождённым статусом и приобретённым.

    Отражает определённую характеристику человека;

    не зависит от заслуг;

    достигается в результате личных усилий человека;

    достигается в результате выбора человека;

    влияет на характер поведения.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Черты сходства

В 2 . Установите соответствие между видом потребностей и их проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИД ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЕ

А) Физиологические 1) Участие в каких – либо общественных

организациях.

Б) Престижные. 2) Создание литературных произведений

В) Духовные. 3) Защита от холода или жары

Г) Социальные 4) Карьерный рост.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В3 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к характеристике рынка.

Монополия, монархия, олигополия, конкуренция.

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В 4 . Найдите в приведённом списке этнообразующие факторы.

    Кровное родство;

    общая культура;

    отсутствие межпоколенной общности;

    общая территория;

    единый язык.

В5 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к способам протекания конфликтов.

Конкуренция, монополия, соперничество, конфронтация.

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В6 . Найдите в приведённом списке факторы, способствующие росту безработицы.

    Экономический кризис;

    развитие экономики;

    свёртывание производства в традиционных отраслях экономики;

    несовпадение спроса и предложения на рынке рабочей силы;

    государство осуществляет профессиональную переподготовку работников;

    создание дополнительных рабочих мест.

С1 . Что такое социальный статус? Приведите по одному примеру предписанного и достигаемого социального статуса.

Вариант 4.

      В ходе революции 1917 года в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния:

      1. политической сферы на духовную;

        экономической сферы на политическую;

        политической сферы на экономическую;

        социальной сферы на экономическую.

2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

А. Развитие человеческого общества не может существенно влиять на состояние природной среды.

Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом..

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны

3. В начале 18 века в России при Петре 1 происходит бурный рост мануфактурного производства. В этот период появилось около 200 новых мануфактур. Данный факт является примером:

      промышленной революции;

      политических реформ;

3) экономических реформ;

4) регресса.

4. Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности?

А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её.

Б. Чем выше общий культурный уровень общества, тем меньше человек в нём ценится как личность.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны

5.Основными (базисными) потребностями согласно теории иерархии потребностей выступают:

1) физиологические;

2) социальные;

3) престижные;

4) духовные.

    Процесс общения:

1) связан с социальной средой;

2) не связан с социальной средой;

3) связан с природной средой;

4) происходит только в семье.

    Мастер К. по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере:

      1. производства;

      2. распределения;

        потребления.

    Верны ли следующие суждения о действии рынка?

А. На рынке происходит процесс выравнивания цен.

Б. В условиях рынка цены зависят от спроса и предложения.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны

9. Государственный бюджет в РФ утверждается:

1) Центральным банком РФ;

2) Правительством РФ;

3) Федеральным Собранием РФ;

4) референдумом.

10. Одним из критериев стратификации является:

1) возраст;

      место жительства;

    Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют6

        способы протекания конфликтов;

        способы разрешения конфликтов;

        процесс социализации личности;

        причины возникновения конфликтов.

    Условием принадлежности к этносу является:

    1. общность исторической судьбы;

      отсутствие кровного родства;

      отношение к средствам производства;

      общий уровень доходов.

    Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:

    1. нуклеарной семьи;

      патриархальной семьи;

      неполной семьи;

      многодетной семьи.

В 1. Найдите черты сходства и отличия между производительным и непроизводительным трудом.

    Создаётся продукт, являющийся товаром;

    Оказываются услуги;

    Является разновидностью экономической активности;

    Предполагает вознаграждение;

    Имеет значение для развития общества.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Черты сходства

В 2 . Установите соответствие между социальными группами общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Богатые 1) Основное занятие – попрошайничество.

Б) Средний класс 2) Наличие крупной собственности

В) Бедные 3) Обеспечение только прожиточного минимума

Г) Нищие 4) Приличествующий образ жизни

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В3 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к формам заработной платы.

Сдельная зарплата, профессиональная зарплата, аккордная зарплата, повременная зарплата.

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В 4 . Найдите в предложенном списке характеристики семьи.

    Фундаментальный институт общества;

    Малая социальная группа;

    Преемственность поколений;

    Раздельное проживание;

    Единство политических взглядов.

В5 . Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «виды прогресса».

Революция, экономические реформы, воспитание, социальные реформы, политические реформы .

Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В 6 . Найдите в предложенном списке черты товара.

    Удовлетворяет какую – либо потребность;

    Не может продаваться;

    Соотносится с другими товарами по стоимости;

    Может выступать в виде услуги;

    Обменивается только через прямые контакты продавца и покупателя.

С1 . Что такое безработица? Назовите три причины безработицы.

Ключ

Вариант 1

С1. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. Горизонтальная мобильность – переход с одного места работы на другое без изменения социального статуса. Вертикальная мобильность – повышение по службе, карьера в политической деятельности и т.д.

Вариант 2

С1. Налог – это обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества. Прямые налоги налагаются непосредственно на потребителей, получателей дохода или владельцев имущества. Его примером являются подоходный налог, налог на имущество, налог на землю. Косвенные налоги – налоги на продажу товаров и услуг, например: акциз, таможенные пошлины.

Вариант 3.

С1. Социальный статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями. Предписанный социальный статус: пол, возраст, раса. Достигаемый статус: образование, материальное положение.

Вариант 4.

С1. Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не могут найти себе работу. Причины безработицы: экономический спад, сезонный характер работы, изменение спроса на отдельные виды товаров, переезд на другое место жительства или смены работы.

Оценивание.

Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.

За задания части С – 3 балла.

Система оценивания результатов:

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60-80% — оценка «4»

40-60% — оценка «3»

0-40% — оценка «2»

Литература: Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010


Определения СтранаСтрана – территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. ГосударствоГосударство – политическая организация данной страны (режим, форма правления). ОбществоОбщество – социальная организация данной страны (социальная структура).


Форма государства Национально- государственное устройство Форма правления Политический режим Унитарное Федерация Конфедерация Содружество 1. Монархия Абсолютная Ограниченная 2. Республика Парламентская Президентская Смешанная 1. Демократический 2. Недемократический Авторитарный Тоталитарный












Что мы понимаем под термином «национальное государство» и «многонациональное государство»? Стр. 24 (учебник Кравченко) Национальное государство – то, в котором преобладает одна нация. (Армения, Греция, Египет, Польша, Норвегия, Япония – больше 90 % одного этноса.) Многонациональное государство – государство со сложным этническим составом. (Россия, Индия, Бразилия, Индонезия, Иран…)


Типичные тесты В1. В приведенном списке даны черты сходства и отличия понятий «страна» и «государство». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – черт отличия. 1.Территория с определенными границами. 2.Имеет определенный тип режима власти. 3.Наличие государственного суверенитета. 4.Имеет органы и структуру управления. Черты сходстваЧерты отличия 1324


I. А15. Государство Z разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинций назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государственного устройства страны Z? 1.Монархия. 2.Унитарное государство. 3.Федеративное государство. 4.Республика. II. А15. Организация Р. распространило свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организация – это 1.Государство. 2.Политическая партия. 3.Общественная организация. 4.Ведомство.






1. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу монарху и, как правило, передаётся по наследству. С. 32 Абсолютная Ограниченная (конституционная, парламентская) Монарх – глава государства Единоличное правление Власть священна Передается по наследству Катар, Кувейт, Саудовская Аравия… Юридическое ограничение власти монарха конституцией или парламентом Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Япония…


2. Республика - (лат. res publica, «общее дело») форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются), а граждане обладают личными и политическими правами. С парламентскаяпрезидентскаясмешанная Президент – глава государства, правительства Выбирается прямым голосованием США Парламент – ведущий орган Он формирует правительство, которое отчитывается перед парламентом, президента избирает парламент Италия, ФРГ Сильная президентская власть Формирование правительства происходит с участием парламента. Франция


1.Президент избирается коллегией выборщиков. 2.Президент возглавляет исполнительную власть 3.Президент, по согласованию с Конгрессом, определяет основы внешней и внутренней политики 4.Правительства не существует. Министры назначаются Президентом Президентская республика


ФРГ ФРГ – парламентская республика Фигура президента является формальной Канцлер – глава правительства, лидер победившей на выборах в Парламент партии Канцлер определяет основную линию всей внутренней и внешней политики страны. Канцлер ФРГ Ангела Меркель (ХДС) Парламентская республика






Синий президентские республики, полное руководство исполнительной властью президентом, президент является главой правительства Жёлтый смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) правительство подотчётно парламенту и президенту, парламент влияет на выбот главы правительства Оранжевый парламентские республики, парламент формирует правительство Красный парламентарные конституционные монархии, парламент формирует правительство, а монарх не обладает реальной властью www. Wikipedia.org


Политический режим. Форма государства Национально- государственное устройство Форма правления Политический режим Унитарное Федерация Конфедерация Содружество 1. Монархия Абсолютная Ограниченная 2. Республика Парламентская Президентская Смешанная 1. Демократический 2. Недемократический Авторитарный Тоталитарный Тирания (ист.) Деспотия (ист.)




1. Признаки демократического режима. Демократия – греч. demos – народ + cratos – власть Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Признание народа высшим источником власти. Контроль народа за властью. Выборность основных органов государства. Равноправие граждан. Подчинение меньшинства большинству, охрана прав меньшинства. Плюрализм – многообразие.



2. Признаки авторитарного режима. – Концентрация власти в руках небольшого круга лиц (элиты). – Подавление оппозиции. Однопартийная система. – Некоторая свобода в неполитических сферах (наука, культура). - Права и свободы могут быть нарушены в любой момент.


3. Признаки тоталитарного режима. 1.Всеобъемлющий контроль над личностью и обществом. 2.Правитель с неограниченной властью. Культ личности. 3.Отсутствие политической оппозиции, репрессии. 4.Полиция и армия нацелены на подавление общественного мнения. 5.Диктатура одной партии. 6.Контроль за частной жизнью граждан.



Тесты В2. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками. ХарактеристикиТипы режимов А. Гарантии прав и свобод личности 1.Демократический Б. Власть единой массовой партии 2. Тоталитарный В. Официальная обязательная идеология. Г. Политический плюрализм 1221




А20. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе? А. Права человека присущи всем людям от рождения. Б. Права человека могут быть дарованы государством своим гражданам. 1.Верно только А. 2.Верно только Б. 3.Верны оба суждения. 4.Оба суждения неверны.




На повторение Верны ли суждения о государстве? А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории. Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. Верны оба суждения