Сюжетно ролевые игры по сказкам старшая группа. Разработка сюжетно-ролевой игры по мотивам русской народной сказки «Колобок. Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

День сказок состоит из нескольких тематических частей.

Часть 1. Ролевая игра по сказке «Репка», стимулирующая изобретательность и воображение

Описание ролевых позиций участников игры по сказке «Репка», позволяющих им выстраивать собственные игровые стратегии ради достижения поставленной цели.

ДЕД : Вы, Тимофей Прокофьевич, Вам 72 года, вы живёте на отдалённом хуторе вместе со своей женой Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы любите внучку, хотя и стараетесь её не баловать. Вашим любимцем является и собака, а вот кошка кажется Вам совершенно бесполезной, вы изредка даже запускали в неё своим валенком. Весной Вы посадили репку, выросла репка большая-пребольшая. Пора её, эту репку, вынуть из земли. И вот сегодня рано утром подошли Вы к репке, взялись за ботву и потянули. Потянули первый раз и не смогли вытянуть репку, потянули ещё раз и снова не смогли. Из последних сил поднатужились, потянули, но репка даже чуть-чуть не поддалась, а вот позвоночник побаливает. И вы поняли: нет, не удастся Вам одному вытянуть репку...

Ваша цель в игре, пожалуй, самая понятная: вытянуть репку из земли.

БАБКА : Вы, Пелагея Семёновна, Вам 67 лет, живёте на отдалённом хуторе вместе со своим мужем Тимофеем Прокофьевичем, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы очень любите поспать по утрам, а в последнее время с приездом внучки, не любите утруждать себя работой. Зато Вы любите поворчать на деда, поспорить с ним, а то и побранить. Кошка Маруся является вашей любимицей, в отличие от собаки, которая затевает лай по любому поводу. Во внучке Вы души не чаете: недавно Вы сшили для неё новый сарафан, но вот куда Вы его положили – вспомнить не можете. У Вас есть ключи от погреба, где хранится сметана, сыр, варенье и многое другое. Правда вот, сыр куда-то подевался. Скоро внучка уедет и опять вся работа ляжет на Вас. От Олечки Вы слышали о стиральной машине, которая сама стирает, вот бы Вам такую.

Ваша цель в игре: получить стиральную машину.

ВНУЧКА: Вы приехали на хутор к своим бабушке и дедушке Пелагее Семёновне и Тимофею Прокофьевичу, у них ещё есть собака Жучка и кошка Маруся. Кошку с собакой Вы воспринимаете как мягкие игрушки, любите их брать на руки, гладить, правда, Вам это быстро надоедает, Вам так же не нравится, что они часто попрошайничают, прося у Вас самое вкусное – блинчики с вареньем или булочки. Вы очень любите подарки, а сейчас мечтаете о новом сарафане. А ещё Вы боитесь мышей. У Вас есть кожаный ремешок, красивый, но уже несколько надоевший.

Ваша цель в игре: получить новый сарафан.

ЖУЧКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе со своими хозяевами Тимофеем Прокофьевичем и Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой и кошкой Марусей. Правда, Ваш Главный хозяин – конечно Дед, именно он кормит Вас, защищает от нападок Бабки и приставаний Внучки. Солидарен он с Вами и в нелюбви к кошке, которую Вы гоняете при каждом удобном случае. Всё бы нечего да вот Ваш ошейник поизносился, неплохо бы заменить. Вчера вечером, проходя мимо железного сундука, выставленного в амбар, Вы почувствовали запах сыра. По всей видимости, его туда по рассеянности положила бабка. Правда, добраться до сыра Вам не удалось, ведь сундук закрыт.

Ваша цель в игре: получить новый ошейник.

КОШКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе со своими хозяевами Тимофеем Прокофьевичем и Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой и собакой Жучкой. Ваша любимица конечно Бабушка, именно от неё исходит всё вкусное, что Вы едите. От деда вы слышите только ругань и, ещё валенки в Вас запущенные. Внучка бывает слишком навязчива и жадна. К тому же постоянно приходится оберегать дом от мышки, которая наглеет с каждым днем. Вчера играя с клубками ниток, Вы увидели на дне корзинки новенький сарафан, наверное, бабушкин подумали Вы. Больше всего на свете Вы любите сметану.

Ваша цель в игре: полакомиться сметаной.

МЫШКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе с дедом Тимофеем Прокофьевичем бабкой Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы стараетесь пореже показываться им на глаза, особенно кошке, которая кажется Вам злобным животным. Больше всего Вы любите сыр, но добраться до него очень не просто, сейчас, например, его нет даже в погребе. Недавно совершая вылазку на гороховое поле, вы увидели в канаве под мостом большой ящик. Ваша соседка, крыса, которая умеет читать, сказала, что это стиральная машина.

Ваша цель в игре: найти и получить сыр.

Игра завершается, когда каждый из игроков достиг поставленной ролевой цели.

Часть 2. Игра-импровизация по сказке «Колобок»

СТАРИК: Не вопрос! уверенно.

СТАРУХА: Не судьба! вздыхая и разводя руками.

АМБАР: Напрягись! напрягаясь.

СУСЕКИ: Ага-ага! извиваясь и хихикая.

КОЛОБОК: Чай, кофе, потанцуем! изображая официанта.

ЗАЯЦ: Который час? растерянно.

ВОЛК: Еду я домой. Изображая гитару.

МЕДВЕДЬ: А чего вы тут делаете? с глупым лицом.

ЛИСА: Я не такая! опять же жеманно.

Часть 3. Игра с замещением ролей по сказке «Лесная»

Из детей выбирают лису, волка, зайчиков и ежа. Зайчики бегают около волка. Волк сидит на стуле. К нему подходит лиса.

ЛИСА: Волк, волк, дай мне зайчика!

ВОЛК: Выбирай, лиса, искусно, чтоб попался самый вкусный! Но сперва… закрой глаза!

Затем волк протягивает лисе, закрывшей глаза, цветные карандаши. Лиса тянет любой карандаш. У кого из зайчиков цвет карандаша совпадет с цветом одежды, тот или те зайчики убегают от лисы. Между тем появляется ёжик.

ЁЖИК: Буду зайцам помогать от лисы злой убегать!

И ёж старается помочь зайцам убегать от лисы, например, загораживать любым способом проход лисе. Если лиса поймала зайчиков, то лиса становится зайцем, а заяц – лисой.

Часть 4. Игра с творческими испытаниями по сказкам

Вариант 1. Выбирается один король (или королева), потом остальные становятся шутами. Король старается не смеяться, а каждый шут по очереди пытается рассмешить его. Если все же какой-то шут рассмешил короля, то он становится королём, а король – шутом.

Вариант 2. Этот вариант подойдет даже для совсем маленьких любителей сказок. Дети разбиваются на пары, после чего каждый ребёнок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного/мультипликационного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Часть 5. Игра -пародия по любой известной сказке.

Всем известно, что работа у пародистов не из легких. Им нужно не только подметить характерные чёрточки каждого человека, но и постараться их весело и необидно изобразить. Конечно же, прежде чем пародировать кого-либо, надо много тренироваться.

Сначала из желающих принять участие в этой игре следует выбрать ведущего. Все остальные будут «пародистами». Ребята образуют полукруг, один из «пародистов» встает перед ними. Далее по сюжету ведущий выполняет какие-нибудь сказочные движения, а «Пародист» должен их повторить, причем сделать это так; чтобы остальным было смешно, но, не искажая действий пародируемого до неузнаваемости.

Ведущий может делать что угодно: поднимать и опускать руки, приседать, топтаться на месте, прыгать, танцевать или исполнять любые другие, более изощренные движения. Тот «пародист», который чересчур сильно исказит жесты ведущего, должен будет сменить его. Если провинившихся много, значит, ведущий сам выбирает себе замену. Время игры не ограничивается, она может длиться до тех пор, пока участники не потеряют к ней интерес. Звание «заслуженного пародиста» присваивается тому, кто ни разу не попал в ведущие.

Часть 6. Сказочная фотография

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья из сказочных героев, которым нужно всем вместе сфотографироваться для семейного сказочного альбома. Необходимо выбрать «волшебного фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «мудрый сказитель», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять.

А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «сказителя» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «волшебный фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Интересные познавательные игры, игры-викторины и конкурсы для младших школьников на знание сказок.

Игра «Сказки. Сказки. Сказки»

Дополни имя . Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Ведущий называет первое слово имени сказочного героя, а дети хором продолжают. Чей хор дружнее и без ошибок, та команда побеждает.

Кощей — Бессмертный

Елена — Прекрасная

Василиса — Прекрасная

Сестрица — Аленушка

Мальчик — с-пальчик

Финист — Ясный Сокол

Иван — царевич

Братец — Иванушка

Змей — Горыныч

Андрей — стрелок

Никита — Кожемяка

Крошечка — Хаврошечка

Отвечай одним словом . Каждому игроку или команде быстро задаются вопросы. Время на обдумывание — 1-2. секунды. Кто больше даст правильных ответов, тот победил.

Способ передвижения Бабы-Яги. (Ступа)

Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка)

Любимая книга Буратино. (Азбука)

Гордость Марьи-красы. (Коса)

Сестрица Иванушки. (Аленушка)

Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)

Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка)

Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)

Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)

У кого смерть была на конце иглы? (У Кощея)

В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

Фрукт, которым отравили царевну? (Яблоко)

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном)

Кто помог вытащить репку? (Мышка)

Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)

Куда летал Незнайка? (На Луну)

Игра «Русские сказки»

Игроки разбиваются на три команды (по числу вариантов), которым ведущий по очереди задает вопросы. Ответы записываются на листке в столбик. Команда, первой прочитавшая зашифрованное слово по начальным буквам ответов, становится победителем.

Вопросы

Вариант 1

Этим предметом Иван пытался разбудить своих братьев.

Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку.

На какой реке Иван бился с Чудом-Юдом?

Кличка сказочного коня.

Без этого домашнего животного не обходится большинство сказок.

Жилище Бабы-Яги.

Имя сказочного героя.

Вариант 2

Имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде».

Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.

Сестра Иванушки.

Пресмыкающееся с тремя и более головами.

Сказочный герой, смерть которого в яйце.

Мужское имя в сказках.

Вариант 3

Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену.

В чем нес медведь девочку вместе с пирогами?

Имя героя, нашедшего «то, не знаю что».

Этим подавился петушок.

Посуда, из которой журавль кормил лису.

На ее кончике смерть одного сказочного героя.

Ответы

Вариант 1

Р укавица

У точка

С мородина

С ивка

К онь

И збушка

Е меля

Вариант 2

С инеглазка

К олобок

А ленушка

З мей

К ощей

И ван

Вариант 3

С трела

К ороб

А ндрей

З ернышко

К увшин

И гла

Игра «Удивительные превращения»

Команда или игроки отвечают на вопрос ведущего «В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?» за определенное время.

Князь Гвидон из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (В комара, муху, шмеля)

Великан-людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». (В льва, мышь)

Красивый мальчик Якоб из сказки В. Гауфа «Карлик Нос». (В кролика)

Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». (В лебедей)

Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». (В принца)

Коротышка Листик из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». (В ослика)

Багдадский калиф Хасид из сказки В. Гауфа «Калиф-аист». (В аиста)

Два брата из книги Е. Шварца «Два клена». (В клены)

Женя Богорад из повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч». (В старика)

Ослы Брыкун, Пегасик и Калигула из повести Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». (В коротышек)

Игра «Необыкновенные путешествия»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «На чем или на ком сказочные герои совершили необыкновенное путешествие?».

В волшебную страну Элли и дядюшка Чарли из книги А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». (На сухопутном корабле)

Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». (На яхте «Беда»)

В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька из сказочной повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч». (На ковре-самолете)

За медом Винни-Пух из сказочной повести А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». (На воздушном шарике)

В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен из книги Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». (На ядре)

На Луну Незнайка и Пончик из книги Н. Носова «Незнайка на Луне». (На ракете)

Из норы крота в теплые края Дюймовочка из сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». (На ласточке)

В Африку доктор Айболит и его друзья из книги К. Чуковского «Доктор Айболит». (На корабле)

С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». (На тракторе)

На крышу Малыш из сказочной повести А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». (На Карлсоне)

Игра «Сказочные заклинания»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Кто говорил такие волшебные слова?».

По щучьему велению, по моему хотению. — Емепя (Русская народная сказка «По щучьему велению»)

Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. — Иванушка-дурачок (Русская народная сказка «Сивка-бурка»)

Сим-сим, открой дверь! — Али-Баба (Арабская сказка «Али- Баба и 40 разбойников»)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели. —Женя (В. Катаев «Цветик-семицветик»)

Раз, два, три. Горшочек, вари! — Девочка (Братья Гримм «Горшок каши»)

Кара-барас. — Мойдодыр (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Мутабор. — Калиф (В. Гауф «Калиф-аист»)

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, мо- рики. -— Бастинда (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Крекс, пеке, фекс. — Буратино (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты-балты. Кто ты? Кто я? Был — я, стал — ты. —Нильс (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дики ми гусями»)

Игра «Кто есть кто?»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Кто есть кто из литературных персонажей?».

Мойдодыр. — Умывальник (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Дядя Федор. — Мальчик (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

Тяни-Толкай. — «Конь» с двумя головами (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Куинбус-Флестрин — Человек Гора. — Гулливер (Дж. Свифт «Путешествие Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»)

Рикки-Тикки-Тави. — Мангуста (Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»)

Господин Нильсон. — Обезьянка (А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»)

Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. —Джинн (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

Каа. — Удав (Р. Киплинг «Маугли»)

Страшила. — Соломенное чучело (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Тилли-Вилли. — Железный великан (А. Волков «Желтый туман»)

Игра «Разноцветные ответы»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Какое слово надо поставить вместо многоточия?».

Сказка Ш. Перро «Красная...» (Шапочка)

Сказка Ш. Перро «Синяя...» (Борода)

Сказка М. Метерлинга «Синяя...» (Птица)

Рассказ В. Осеевой «Синие...» (Листья)

Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

Рассказ А. Куприна «Белый...» (Пудель)

Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...» (Туман)

Рассказ В. Бианки «Серая...» (Шейка)

Рассказ В. Бианки «Оранжевое...» (Горлышко)

Игра «Друзья и подруги...»

Карточки с пустыми столбцами для ответов копируют по количеству команд. За определенное время заполните таблицу.

Кто из литературных персонажей были друзьями...

Ответы

1. Багира, Балу, Каа (Р. Киплинг «Маугли»)

2. Вишенка, Редиска (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»)

3. Карлсон (А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)

4. Пятачок, Иа-Иа, Кролик (А. Милн. «Винни-Пух и все- все-все»)

5. Кай (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)

6. Чебурашка, Галя (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

7. Кот в сапогах (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

8. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

9. Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Винтик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сироп- чик, Торопыжка, Гусля (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

10. Яло (В. Губарев «Королевство кривых зеркал»)

Игра «С подсказкой и без...»

Ведущий задает вопросы с подсказками. За правильный ответ после вопроса игрок получает 3 балла, с одной подсказкой — 2, с двумя — 1 балл. Кто первым отгадает персонажей и наберет большее количество очков, тот и выигрывает.

Вопросы

1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

В чепчике, в очках и под одеялом узнать его было трудно.

Девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

2. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее домой, ничего не подозревая.

Если бы он знал, что несет не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки.

3. Мелкие торговцы-врунишки заявили, что их товар — волшебный.

Даже король поверил в это.

А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них — лесть.

Глупая птичка поверила ей.

Проворонить свой сыр — это обидно.

5. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Вот поэтому только через много лет он впервые увидел сына.

Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

6. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Раздобыв хозяину настоящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

7. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта обманщица заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Но оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

Эту хрустальную вещь обронила ее хозяйка, когда убегала домой.

8. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

9. Эта обманщица придумала притвориться глухой.

Глупый кругляшок пел ей песни.

Когда он уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

10. Две сестрички желали третьей только добра. И поэтому перевели часы на час назад.

Они не знали, что сестра совсем не боится чудовища.

А вот если бы она попросила у отца новые наряды, то не нашла бы своего принца.

11. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение.

Сам-то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории.

Потом уже все узнали, что воздушный шар изобрел совсем не он.

Ответы

1. Волк (Ш. Перро «Красная Шапочка»)

2. Медведь (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

3. Торговцы «невидимой тканью» (Г.-Х. Андерсен «Голый король»)

4. Лиса (Басня И. Крылова «Ворона и лисица»)

5. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)

6. Кот (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

7. Дочка мачехи (Ш. Перро «Золушка»)

8. Волк (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

9. Лиса (Русская народная сказка «Колобок»)

10. Старшие сестры (К. Аксаков «Аленький цветочек»)

11. Незнайка (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

Загадки сказочных героев

Игроки делятся на две команды. Ведущий зачитывает рассказы сказочных героев о себе, о своих ощущениях, чувствах и т. п. Задача — узнать героя. Побеждает команда, давшая больше верных ответов.

Вопросы

1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые...»

2. «Всю жизнь боялась кошек. А она в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая Мышка, могу помочь Кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна...»

3. «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, сколько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул...»

4. «Ну и хвост у этой Мышки! Не сравнится он ни с кулаком Деда, ни с кулаком Бабы. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежало бы я на самом видном месте...»

5. «Мне приятно быть на голове этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности...»

6. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь...»

7. «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать...»

8. «Для меня очень вредно столько находиться в воде... Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?..»

9. «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя — что тебе можно, а что нельзя. Я вот Горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю... Зачем было через меня прыгать?..»

10. «Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но в конце концов я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта...»

11. «Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда (а может, и не беда) в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю. И из-за этого мне достается: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно, что я говорю, она поглаживает мою ручку и долго-долго смотрится в меня...»

12. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу!..»

Ответы

1. Колобок.

2. Мышка («Репка»).

3. Теремок.

4. Яйцо («Курочка Ряба»),

5. Красная Шапочка.

6. Сапоги («Кот в сапогах»).

7. Часы («Золушка»),

8. Золотой ключик («Буратино»),

9. Костер («Снегурочка»).

10. Золотая рыбка («сказка о рыбаке и рыбке»).

11. Зеркальце («сказка о мертвой царевне и семи богатырях»),

12. Ласточка («Дюймовочка»),

Блицконкурс «вопросы с подвохом»

Главное в конкурсе — отвечать как можно быстрее. Большее количество ответов за минуту гарантирует большее количество баллов.

Вопросы

1. Золушкин башмачок простой Или золотой?

2. Сколько человек тянули репку?

3. У колобка на шее был бантик или галстук?

4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

5. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу...». Куда же она залезла: на высокое дерево или на крышу дома?

6. По какому поводу Муха-Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба?

7. Во что превратилась Золушкина карета: в тыкву или брюкву?

8. Мальвина — брюнетка или блондинка?

9. Что просил старик у Золотой рыбки, когда выловил ее в первый раз?

10. Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?

11. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или солнышко?

12. Что показывают часы, когда бьют 13 раз?

13. Что Муха-Цокотуха нашла, когда по полю пошла: самовар или чайник?

14. Сколько зернышек в день ела Дюймовочка, когда жила у Крота?

15. Котенок Гав гавкает или тявкает?

16. Чью дочку Морозко одарил приданым — старикову или старухину?

17. Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать?

18. Как Емеля возил на печке дрова: вязанками или врассыпную?

19. Кого водила на веревочке Шапокляк — кошку или собачку?

20. По какому месту ударила шишка косолапого мишку?

Ответы

1. Не простой и не золотой, а хрустальный.

2. Трое, остальные животные.

3. Ничего не было, так как у него нет шеи.

4. Шесть, а седьмой спрятался и все рассказал маме.

5. Она сидела в коробе за спиной у медведя.

6. Именины. Свадьба тоже состоялась, но позже.

7. В тыкву.

8. Мальвина — девочка с голубыми волосами.

9. В первый раз — ничего.

10. Она носила только красную шапочку.

11. Он был похож на зеленую тряпочку.

12. Что им пора в ремонт.

13. Нашла денежку, а самовар потом на базаре купила.

14. Нисколько: она совсем не стала у него жить, а улетела с ласточкой.

15. Он мяукает.

16. Старикову.

17. Нет, так как он совсем из другой сказки, а за ключиком охотился Карабас-Барабас.

18. Дрова ходили сами, а на печке не ездили.

19. Крыску Лариску.

20. По лбу («шишка отскочила прямо мишке в лоб...»).

Игра «Ящик-загадка»

В ящике (коробке) находится сказочный предмет(ы), который необходимо узнать по вопросу-подсказке. За название сказки и автора участники получают дополнительные очки.

Вопросы

1. В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с ее дочкой.

2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил.

3. С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея — персонажа русских сказок.

4. С помощью предмета, находящегося здесь, главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована.

5. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это?

6. В этом ящике есть то, что указывает путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции.

Ответы

1. Подснежники (С. Маршак «12 месяцев»)

2. Мочалка (К. Чуковский «Мойдодыр»)

3. Игла (Сказка «Царевна-лягушка»)

4. Стрела (Сказка «Царевна-лягушка»)

5. Чебурашка (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

6. Клубок ниток и нить Ариадны (Сказка «Царевна-лягушка» и миф о Минотавре)

Название . Ролевая игра "Сказка"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники сообща разыгрывают сказку: один из них сказочник, другой – главный персонаж, остальные – второстепенные.

Участники тренинга равномерно распределяются по площади тренингового зала. Кто-то может сесть, кто-то может стоять.

Один участник получает роль «сказителя» – то есть того человека, который будет рассказывать сказку. Второй получает роль главного персонажа. Например, это может быть Колобок или Иван-царевич.

«Сказитель» начинает рассказывать свою сказку, сочиняя на ходу. Главный персонаж должен подстраиваться и изображать то, о чём говорится.

Если, например, говорится, что Колобок покатился по дорожке, то этот участник может изображать тем или иным способом, как Колобок катится. Если говорится, что Иван-царевич стреляет из лука, этот участник показывает, как он натягивает тетиву и стреляет.

По ходу сказки главный персонаж должен встретиться с разными персонажами. Это может быть кто угодно: баба-яга, серый волк, Кащей, Буратино и т. п. Эти второстепенные роли играют остальные участники.

Ведущий так или иначе поощряет остроумие и находчивость как «сказителя», так и «персонажей».

Сказка должна иметь логичный, счастливый финал.

Во время обсуждения участники и ведущий делятся своими наблюдениями. В первую очередь, обращается внимание на разнообразные актерские находки.

Игру можно повторить.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №870

Департамента образования города Москвы

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие по сказкам»

Подготовили

воспитатели старшей группы

Некрасова Е.А.

Воробьёва Ю.В

Образовательная область, задачи.

Социализация – формировать дружеские отношения между детьми, продолжать учить детей, проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии.

Обучающие задачи:

Уточнить и обогатить знаниями о русско-народных сказках.

Вспомнить порядок появления героев.

Развивающие задачи:

Развивать умение действовать согласованно

Коммуникационные задачи – развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Материал – костюмы животных.

Оборудование – аудиозапись с песней, книги с русскими сказками, стульчики, домик, плакаты.

Ход занятий

Воспитатель 1: « Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать на паровозике. А путешествие наше будет необычным, мы отправимся в гости к сказке ».

Помощник воспитателя включает песню «Паровозик из Ромашкова», и дети под музыку входят в зал.

Воспитатель 2: « А вот и наша первая остановка. А куда это мы попали, в какой сказке очутились?

(Аня - бабка, Ренат – дед.) рассказывают свою историю.

Я, бабка, а я – дед. Жили мы долго, и не было у нас детей. Однажды зимой мы с бабкой слепили из снега себе внучку, не могли нарадоваться. А когда наступило лето, внучка пошла гулять в лес с подружками. Там она прыгнула через костер и растаяла. Вот и сказке конец.

Дети спрашивают у деда и бабки

Что вы одни жить будите? Поехали с нами?

(Дед с бабкой присоединяются к паровозику и под музыку уезжают дальше)

Подъезжаем к следующий станции «Колобок»

Воспитатель 1: « А вот и наша следующая сказочка ».

(стоит Егор в костюме колобка и говорит)

Я по коробу скребен

По сусеку метен

На окошке стужен

Я от бабушки ушел

Я от дедушки ушел

Я от зайца ушел

Я от волка ушел

Я от медведя ушел,

А от лисы – нет.

Вот и сказки конец.

Полина говорит: « Поехали с нами колобок, на нашем чудесном поезде »

(колобок присоединяется к поезду)

Помощник воспитателя включает музыку, и дети едут дальше на поезде.

Подъезжаем к следующий станции «Маша и медведь»

Воспитатель 2: « А вот и наша следующая остановка. Ребята, в какую сказку мы попали? »

(стоит Кирилл в костюме медведя и говорит)

Здравствуйте ребята, я живу в лесу один. Мне скучно одному. Однажды ко мне пришла девочка Маша, она просто заблудилась. Мне-то хорошо жить с Машей в лесу, а она скучала по бабушке и дедушке, я ее в корзине с пирогами и отнес в деревню. Вот и сказки конец. До свидания, ребята!

Воспитатель 1: « Ну, если тебе одному скучно, то поехали с нами дальше путешествовать »

Помощник воспитателя включает песню, и дети едут дальше до следующий станции под музыку.

Подъезжаем к следующий станции «Теремок»

Воспитатель 2: «Вот и еще одна наша станция. А кто это у нас там?»

(стоят дети в нарядах зверей)

Я лисичка-сестричка (Динара)

А я зайчик-побегайчик (Лиля)

Живем мы все вместе в одном доме. С нами еще живут лягушка-квакушка, мышка-норушка, волчок серый бочок и медведь косолапый. Мы живем в домике вместе, нам очень весело живется.

Воспитатель 1: «А поехали с нами вместе еще веселее»

В этот момент выбегает петушок (Кирилл)

Я петушок золотой гребешок

Маслянина головушка

Шелкова бородушка

Я рано встаю, деткам спать не даю

Дети все: « Это из сказки «Петушок золотой гребешок» »

Воспитатель 2: « Дети, путешествовать по сказкам много бесконечно, сегодня наше путешествие закончилось, но мы обязательно к нему вернемся».

Потом все вместе: « Вместе весело шагать по просторам по просторам и конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором…»