Церковное пение не есть только музыка

Впервые за сто лет в Москве в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя состоялся Первый международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви. Общецерковный съезд, посвященный певческой тематике, прошел впервые в 1917 году. Как и сто лет назад, ставились и обсуждались вопросы сохранения многовековых традиций церковного пения как неотъемлемой части православного богослужения и одного из древнейших памятников русской культуры.

Мы попросили прокомментировать результаты этого певческого форума известного регента, протоиерея Михаила Фортунато, который в течение многих лет нес послушание регента в храме Всех святых и Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне, в приходе митрополита Антония Сурожского.

Отец Михаил, что представляет собой церковное пение в богослужебной жизни Церкви и какие задачи стоят перед регентами и певчими в ближайшей исторической перспективе?

- Несмотря на то, что я слежу за Форумом издали, но, конечно, я целиком погружен в эту тему регентскую, проведя более 45 лет во главе митрополичьего хора в Лондоне и участвуя в создании и возрождении церковного пения в России с 1990 года. Так что я близко к сердцу принимаю эту проблему и в России, мне очень приятно в связи с этим, что Вы ко мне обратились.

Простите, что буду говорить лично о себе, но я как-то задумался о тех проблемах, которые ставил Поместный Собор 1917 года. Уже опубликованы решения специальной Комиссии по церковному пению, и они представляют собой определенный вопрос и для современности, для тех регентов, которые сегодня занимаются своим делом.

Мне, во-первых, представляется важным то, что церковное пение не есть только музыка. Певческая мысль - это тоже и литургическая мысль, предание Отцов. И в этом смысле идеальный регент, если хотите, должен быть воспитанником богословской школы и, одновременно, воспитанником музыкальной школы.

Но до сих пор в России, в Русской Церкви, не существует такой школы, которая бы готовила эти две специальности в одном лице. Это вообще-то является как бы заглавием целой темы о том, что такое регент: какой он богослов и какой он музыкант. И мне кажется, что это важно. Я с этим работал всю жизнь и очень желал бы, чтобы Русская Церковь обратилась к этому аспекту регентской жизни.

Между прочим, на прошедшем Форуме было выступление моей ученицы, Натальи Балуевой. Она докладывала о семинарах, содержание которых и было как раз вот такое «двойное». Изучалось два аспекта: богословская мысль - спасение как вера в Бога, которая представлена в текстах, которые мы поем каждый день в церкви. Чтобы эти тексты стали в определенной мере «сетками», чтобы они стали понятными. И на прошедших у нас семинарах мы очень усердно этим всем занимались.

С другой стороны, конечно, мы занимались и распевами. Распев, я считаю, должен быть на базе церковного пения. А гармонизация распевов должна быть выверена в духе, в которых эти распевы мыслятся.

Отец Михаил, за свою жизнь вы встречали настоящих регентов, регентов от Бога. Мне хотелось бы, чтобы хотя бы вкратце вы рассказали читателям о них самих, об их манере регентования, об их предпочтениях в выборе репертуара для исполнения.

Если хотите, я могу назвать троих. Одного из них вы, конечно, знаете: это архимандрит Матфей (Мормыль), с которым я встречался во время посещения Русской Церкви в Московской духовной академии и в Лавре.

А начать хотел бы с Николая Михайловича Осоргина, который был бессменным, пожизненным регентом хора Богословского института в Париже, где я учился. И тут вспоминается одна из сцен прошлого. Этот человек обладал таким слухом, что за всю жизнь он не спел ни одной фальшивой ноты. Он имел хрустальный голос такой чистоты, который я никогда не слышал! И вот, он руководил хором посредством своего голоса. Конечно, и руками, но голос при этом играл большую роль. И хор его пел всегда в натуральном строе - замечательном, точном, музыкальном натуральном строе. И это придавало такой тембр хору, который забыть нельзя.

У этого регента существовало также желание следовать распеву. Знаменный распев знали плохо, но все-таки мы кое-что пели и знаменным распевом, в частности, некоторые гармонизации Александра Кастальского, которые наполняли нас восторгом.

Еще один регент - мой тесть, Михаил Иванович Феокритов. Он родился в 1888 году, родом из Пензы, это особый музыкальный край России. Это тоже был человек с абсолютным слухом. Он провел свои юные годы в Москве в начале века, сто лет тому назад. Он сам присутствовал при расцвете Синодального хора. Он лично знал Архангельского, он свидетель рождения репертуара нового направления…

После эмиграции 1920 года он уже руководил хорами в Германии и, наконец, в Лондоне, где я ему и наследовал. Этот человек представлял, на мой взгляд, самые зрелые мысли, которые вводились в Москве в первые два десятилетия XX века.

И вот, с этим наследием - древнего пения знаменного - в гармонизации современной и традиционной я и воспитывался. И на этом я построил всю свою жизнь.

Мне хотелось бы, отец Михаил, чтобы несколько слов вы сказали о митрополите Антонии (Блуме), с которым вы так много лет были рядом? Был ли он музыкально образован, какие у него были предпочтения в области церковного пения?

Владыка Антоний в отношении пения был довольно скрытным человеком. Что касается музыки, то я знаю, что он очень не любил своего дядю. А дядей его был композитор Скрябин. Мать владыки, урожденная Скрябина, была родной сестрой Скрябина. По-видимому, Владыка невзлюбил музыку именно под впечатлением от прослушивания музыки Скрябина, своего дяди.

Но это, так сказать, «в скобках», потому что это - его личная история, он об этом никогда не говорил. Но зато у него был настоящий музыкальный талант, наличие которого он отрицал, но который звучал в каждом его богослужении.

В богослужении он произносил слова настолько ясно (и не только ясно) и глубоко, с такой силой, что вся церковь наполнялась этим смыслом.

Например, у него было такое выражение мысли при произнесении возгласа «Слава Тебе, показавшему нам Свет!..», что брало за душу. Он произносил с такой силой и с такой расстановкой слова богослужения, что они были понятны всем присутствующим.

Вспоминаю первые слова Страстного Евангелия: он произносил их с такой силой передачи, с таким отношением внутренним, что, мне кажется, как музыкант и образец церковного чтения и произношения он был несомненно одарен свыше!

Причем он этого сам не знал, но очень любил читать тексты. И он нам передавал свое трепетное отношение к слову: мы, хористы, вслушивались в его произношение. Оно как бы «сходило» на нас своей силой откровения. Это, пожалуй, главное, что я могу сказать в этом отношении.

Конечно, у Владыки были свои любимые песнопения, но он о них почти не говорил. Он хотел, чтобы церковное пение переворачивало душу. Чтобы богослужение не мешало человеку приступить к Богу, чтобы, наоборот, оно приводило человека к Творцу наполнением чувств. Вообще, чувство для митрополита Антония было в центре его отношения и к богослужению, и к церковному пению.

С такими чувствами, с удивительной глубиной он и говорил проповеди, с очень просветленным умом, он переживал слово умозрительно.

В этом смысле он влиял на всю общину и, конечно, на певчих!

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

«Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.

Как на Руси появился знаменный распев?

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. , так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые “мирские” композиции.

Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

Церковное пение

Среди множества музыкальных стилей, используемых в наши дни в Католической Церкви, особое место занимают различные традиционные распевы (системы церковного пения), среди которых первенство чести по-прежнему принадлежит григорианскому хоралу, или григорианскому распеву – системе одноголосного пения, сложившейся в Римской Церкви к VII в. и получившей окончательное оформление в эпоху зрелого средневековья. Ладово-интонационную основу григорианского хорала составляют 8 гласов (или тонов, или модусов), каждый из них представляет своего рода мелодическую формулу, по которой должно строиться песнопение.


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Церковное пение" в других словарях:

    Церковное пение - – см. Пение … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Исполнение церковной вокальной музыки, как хоровой, так и сольной. От этого пения требуется стиль, соответствующий исполняемому произведению. Хоровые песнопения нашей православной церкви и произведения старинных итальянских мастеров, а также… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    СЕРБСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ - существует в двух видах: древнем одноголосном, доныне исполняемом унисоном в сербских церквах, и новейшем – гармонизованном. Оно отличается чрезвычайною подвижностью и легкостью своих мелодий, подчиненных осьми церковным ладам. Употребление… … Музыкальный словарь Римана

    Православная русская церковь допускает в богослужении только вокальную музыку пение. Русское церковное пение пришло на Русь вместе с христианством. Владимир Святой после своего крещения в Корсуни привез с собой в Киев демественников (т. е.… … Русская история

    АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ - – церковное пение в том виде, в каком св. Амвросий, епископ Миланский ввел его в церквах своего епископства. Амвросий перенес пение аллилуйи и антифонов из Греции в Италию; его считают также насадителем пения респонзорий. Если принять еще во … Музыкальный словарь Римана

    ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ - [григорианский распев, григорианика, григорианский хорал (устар.); лат. cantus gregorianus; англ. gregorian chant; франц. chant grégorien; нем. gregorianischer Gesang, gregorianischer Choral, Gregorianik; итал. canto gregoriano], традиц.… … Православная энциклопедия

    - (лат., от partes части). Церковное, многогласное, не в один голос, пение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ многоголосное церковное хоровое пение. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Вид др. рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2 , 3 голосное (отсюда термин троестрочное пение) и редко 4 голосное. Голос, ведущий осн. мелодию, занимал… … Музыкальная энциклопедия

    Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги … Википедия

    Хомовое (раздельноречное) пение русское церковное пение. В хомовом пении используется так называемое раздельноречие (хомония), когда используются произнесение слов с введением между согласными и после заключительной согласной дополнительных … Википедия

Книги

  • Церковное пение в историко-литургическом контексте Восток-Русь-Запад к 2000-летию от Рождества Христова 15-19 мая 2000 года Материалы Международной научной у конференции , Лозовая И. (сост.). Сборник включает материалы международной научной конференции"Церковное пение в историко-литургическом контексте Восток-Русь-Запад. Гимнология. Выпуск 3", которая проводилась в Московской…

Церковное пение, как явление , возникло практически сразу после появления христианства. Конечно, в те времена оно очень сильно отличалось от того, что мы привыкли слышать в церквях Русской Православной церкви. То пение было одноголосным (то есть, пение в унисон), и воспринималось бы на наш слух как монотонное, восточное с арабскими мотивами заунывное пение.

Смысл церковного пения в том, что людям во время богослужения нужно создать определенную звуковую и метрическую атмосферу, которая позволила бы погрузиться в некий "молитвенный транс" (хотя это объяснение и не совсем точно).

Понятно, что люди не погружаются в некую медитацию, подобно восточным мудрецам, но пение точно помогает на время отодвинуть мысли о том, что надо зайти в магазин, купить колбасы и забрать ребенка из школы. То есть, церковное пение является настраивающим на молитву.

Существует несколько разновидностей церковного пения.

Пение по партиям, или "партес". Самое распространенное в России, Белоруссии, и Украине пение. По звучанию - как классический многоголосный хор, близкий по звучанию к оперному- есть низкие могучие басы, высокие сопрано, сложные красивые многозвучные аккорды. Часто "партес" критикуют за то, что он "слишком красив" - перетягивает одеяло в службе на себя, становится слишком довлеющим, ведь церковное пение должно служить настройке на молитву и помогать молиться. Задачи вызвать некий восторг, сопутствующий концерту - не ставится. И тем не менее, именно такой тип пения хорошо прижился и любим прихожанами и настоятелями.

Знаменное пение. Это одноголосное или двухголосное пение. В основном, один голос держит так называемый "исон" - стоячую ноту, а другой голос на фоне стоячей ноты выводит какую-нибудь мелодию. Можно было бы вспомнить звучание волынки, и наверное, отдаленная схожесть есть, хотя мелодии церковного знаменного пения довольно сильно отличаются от шотландских мелодий.

Валаамское пение. Хотя оно входит в группу знаменного, обособленность Валаама привела к тому, что на нем сильно развился свой оригинальный стиль знаменного пения. Он узнаваем и любим слушателями. По сети ходят много записей валаамского пения.

Византийский распев. Это самый древний распев в церкви. Он одноголосный и очень похож на арабские или турецкие напевы. Вряд-ли современный посетитель церкви смог бы узнать в византийском распеве на греческом языке церковное пение. И тем не менее, это самое древнее и, в некотором смысле, самое подлинное и настоящее церковное пение, самая древняя и настоящая традиция. За внешней простотой этих напевов открывается некая "тактичность" звука, не мешающая людям молиться и не привлекающая их внимание излишне цветастыми аккордами.

Церковное пение исполняется на клиросе - специальном месте в храме, на котором стоят певцы церковного хора и поют церковные песнопения во время богослужения (божественной службы). Наш сайт посвящен работе церковных певчих и содержит множество советов по тому, как лучше работать в церковном хоре.